ВАЛЕРИЙ
Основы лингвистики
— Раздел I. ‘’Языковая политика —
— ‘’Объединенные исследования —
— ‘’Руководство по развитию российского общества —

ГЛАВНАЯ НАЗАД ДАЛЕЕ АВТОР ИЗМЕНЕНИЯ

S2100r00

ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ 0

Предисловие

Введение

1. Фундаментальные системы жизнеобеспечения общества - как основание для исследования компонентов языка (в частности, слов-существительных и их значений)

2. Принципиальные отличия деятельности, осуществляемой в разных фундаментальных системах жизнеобеспечения общества

3. Естественные потребности людей в части общения, в зависимости от их деятельности в разных системах жизнеобеспечения общества

3.1. Потребности в общении при осуществлении деятельности, направленной освоение мирозданных объектов окружающего мира (деятельности, относящейся к экономической системе общества)

3.2. Потребности в общении при осуществлении деятельности, направленной на регулирование состояния общества (деятельности, относящейся к психонастроечной системе общества)

4. Естественные классы компонентов языка

5. Эмпирические основания для исследования значений компонентов языка

5.1. Общие положения

5.2. Значения компонентов языка, используемых для обеспечения деятельности, направленной на освоение мирозданных объектов (в экономической системе общества)

5.3. Значения языковых компонентов, используемых для обеспечения деятельности, направленной на регулирование состояния общества (в психонастроечной системе общества)

Заключение

Примечания:

Литература:

Предисловие

Лингвистика - совокупность сведений о языке, как средстве общения людей.

Лингвистика - не наука, так как язык не является мирозданным объектом, а есть произвольное лингвистическое творение людей, создаваемое в разных местах и в разное время по-разному.

Лингвистика предназначена для сравнительной оценки языков, в части их пригодности для общения людей в исторически меняющихся условиях, для совершенствования языков и, в перспективе, для создания всеобщего языка - языка Геоцивилизации.

В процессе исторического развития обществ основная общественная функция языка изменяется. Так, с начала нашей эры и до начала семнадцатого века основная общественная функция языка заключалась в обеспечении общественных связей на основе религии. Начиная с момента создания естественных наук, основная общественная функция языка заключается в обеспечении общественных связей на основе применения Системы естественных наук, путем совместного освоения мирозданных объектов. В настоящее время только на основе Системы естественых наук возможно открытие новых законов мироздания, создание новой техники и технологий, систем транспорта, коммуникационных и информационных технологий, все новых и новых товаров и т.п.

В связи с вышеизложенным, необходимо обратить вниманине на то, что Естественнонаучный метод освоения обществом мирозданных объектов, лежащий в основе Системы естественных наук, является наилучшим методическим достижением человечества. Только на основе данного метода можно получить такие результаты практической деятельности, которые точно (в заданных пределах точности) совпадают с результатами предварительно выполненных расчетов.

Однако, есть люди, которые, по тем или иным причинам, заинтересованы в дискредитации данного метода1. Они строят свои доводы, используя проблему двойственности значений компонентов языка, в частности, слов-существительных.2

Суть этой проблемы заключается в том, что большинство компонентов языка (например, почти все слова-существительные) применяются, как минимум, с двумя значениями: конкретным и абстрактным. Опираясь на это, некоторые люди утверждают, будто наука (подразумевая любые науки, в том числе и естественные), поскольку в ней используются неоднозначные слова, неоднозначна и абстрактна, - стало быть, наука не надежна и сомнительна. Рассуждая с такой позиции, упомянутые люди делают теоретический вывод о том, будто любая наука находится в одном ряду с отвлеченным философствованием, интуицией, теологией, гаданием, провидением и т. п.

В данной статье показано, что двойственность значений компонентов языка, в частности, слов-существительных, имеет под собой эмпирические основания и что это не порочит упомянутый естественнонаучный метод.

Введение

Любое слово-существительное современного языка может быть понято по-разному: например слово "природа" можно понимать либо как природу в конкретном месте, либо как природу - таковую, вообще; термин "человек" - конкретный человек или человек как таковой, вообще; "дерево" - конкретное или как таковое, вообще и т.п.

Смешение принципиально разных значений слов-существительных часто используется для оправдания ошибочной, а также авантюристической или преступной деятельности, представляемой под видом досадных недоразумений.

Путаница в значениях слов-существительных оказывает негативное влияние во всех сферах деятельности, но особо это проявляется в социальной практике и в так называемых "общественных науках".

Например, если словосочетание "материальные объекты" понимать в смысле любого конкретного объекта, то получится, что данным словосочетанием обозначается или конкретный атом, или конкретная молекула, ... или любой другой конкретный мирозданный объект. Если же словосочетание "материальные объекты" применить со значением максимально отвлеченной абстракции, сконцентрировавшей в себе характерные признаки менее емких абстрактных представлений, то получится, что данным словосочетанием обозначена высшая форма абстракции - идеальный объект.3 Какой из вариантов правильный? Какой вариант годится для применения в практике? Выработка обоснованного ответа на эти вопросы обнаруживается как проблема, т.е. как две противоречивые, не совместимые одна с другой системы взглядов на одни и те же вещи или процессы.

Традиционные пути решения этой проблемы следующие:

Один путь состоит в том, что истинными и, соответственно, пригодными в практике должны признаваться только те значения компонентов языка, которые соответствуют критериям научности, к числу которых относят, например: "основной фонд науки" - "эмпирически установленные факты и эмпирически полученные обобщения" (В. И. Вернадский); верифицируемость научных понятий и единство научного знания (критерии венского кружка); принципиальная возможность опровержения любых научных утверждений (критерий К. Поппера).

Другой путь состоит в том, что абсолютно истинных значений быть не может: истинность всех знаний относительна - научные знания, как и любые другие, должны оцениваться в зависимости от конкретной общественно-исторической ситуации с учетом всего культурного достояния общества, его нравственных, эстетических, религиозных, философских и других гуманитарных ценностей (П. Фейерабенд), по крайней мере, они должны обязательно контролироваться философией на предмет их отчуждения на теоретическом уровне от действительности, от живых людей (В. С. Степин и др.).

Судя по историческим сведениям, оба эти пути разрешения данной проблемы являются, по сути дела, веками длящимся спором. Стороны уводят решение либо в область бесконечного схоластического философствования, либо в область принятия решений на основе акта веры.

При этом, существует громадное количество эмпирических фактов, свидетельствующих о том, что процессы, соответствующие обоим этим путям, можно обнаружить в общественной практике. Например, хорошо известно, что естественные науки хорошо развиваются там, где ученые ограждены от религиозного и идеологического давления, а идеологическая, гуманитарная работа дает отличные результаты в тех случаях, когда она не входит в противоречия с естественнонаучными фактами.

Но, спор сторон превращается в трагические конфликты в тех случаях, когда спорящие сталкиваются на одном и том же практическом поприще, например, в вопросах, касающихся исследований человека и общества, а значит, распределения общественных благ, изменения или поддержания политического режима и т.п., т.е. прямо или косвенно влияющих на материальное, административное, экономическое и политическое положение людей в обществе. Противостояние в этих случаях доходит иногда до такой степени конфронтации, что люди в прямом смысле перестают понимать один другого, говоря об одном и том же, употребляя одни и те же слова, но как бы разговаривая на разных языках. Во многих случаях спор сторон "разрешается" силовым актом, который, независимо от того, в чью пользу он совершен, наносит огромный ущерб развитию общества.

Решение этой проблемы отрабатывается веками. Испробованы и идеалистические, и материалистические варианты, при этом применялись и метафизический, и диалектический способы мышления. Однако, в результате, в практических ситуациях, в сложных научных и социальных вопросах, люди по-прежнему остаются один на один с нерешенной проблемой. Как истолковать тот или иной компонент языка в конкретной ситуации: либо как название конкретных мирозданных вещей (в том числе и процессов), либо как название абстрактного представления об этих вещах; и, соответственно, - как действовать?

В настоящей статье описан принципильно другой путь решения данной проблемы. А именно, если воспользоваться опытом естественнонаучного освоения мирозданных объектов, то, в подобных ситуациях, для отыскания приемлемого в практике, прогнозируемого решения, необходимо исследовать происхождение явления. Применительно к компонентам языка и соответствующим значениям, должно быть исследовано происхождение языка (в частности, слов-существительных).

1. Фундаментальные системы жизнеобеспечения общества - как основание для исследования компонентов языка (в частности, слов-существительных и их значений)

Задавшись целью исследовать процесс формирования языка, опираясь на методическую основу Системы естественных наук, необходимо соблюдать главное условие - чтобы исходные положения и получаемые результаты представляли собой эмпирически проверяемые факты.

В данной работе изучение формирования компонентов языка осществляется путем исследования процессов жизнеобеспечения, полагая при этом, что состав и строение языка должны были сформироваться на основе практических потребностей людей, совместно осуществляющих ту или иную деятельность.

Итак, предметной областью исследования в настоящей работе являются процессы жизнеобеспечения общества.

В работах [1] и [2] показано, что жизнь человеческого общества, (в отличии от жизни любого другого мирозданного живого объекта), обеспечивается в совокупности тремя системами:

- системой совместного освоения людьми мирозданных объектов, назовем ее словосочетанием "экономическая система" ("Economic System");

- системой самосохранения структуры общества, назовем ее словосочетанием "политическая система" ("Political System");

- системой регулирования состояния общества (назовем ее словосочетанием "психонастроечная система" ("Psychiatrical System").

Примеры:

К экономической системе относятся: процессы производства питания, одежды, жилья; освоение территорий, акваторий, пространства и т. п. - все те процессы, в результате которых мирозданные объекты попадают в сферу влияния общества.

К политической системе относятся: процессы распределения совместно произведенных продуктов питания, одежды, жилья; процессы регулирования пользованием совместно освоенных территорий, акваторий, пространств и т. п. - все те процессы, в результате которых формируются и поддерживаются между людьми такие взаимосвязи, которые предотвращают распад общества на отдельных людей или группы, и которые (взаимосвязи) обусловливают сохранение той или иной структуры общества.

К психонастроечной системе относятся: методы и средства психического настроя людей на выполнение или невыполнение той или иной деятельности; методы и средства возбуждения или успокоения толпы; методы и средства преодоления страха или депрессии и т. п. Самым мощным средством регулирования состояния общества являются мировые религии и идеологии. К психонастроечной системе относится "изобретение" XIX-го века - коммунизм и "изобретение" XX-го века - фашизм. Психонастроечная система существенно влияет на потенциальные возможности общества в части его взаимодействия другими мирозданными объектами, в том числе и c другими обществами.

Чтобы лучше понять о чем здесь идет речь, напомним, что в неживой природе существуют разные агрегатные состояния одного и того же вещества (например: алмаз и графит; водяной пар, вода жидкая и лед и т. п.) - изменение агрегатных состояний вещества есть прямое следствие изменения его структуры; меняется его строение (конструкция) при неизменном составе и количественном соотношении химических элементов.

В живой природе, например, в стаде животных, можно обнаружить внешне похожее явление, но принципиально отличающееся по своей сути. Имеются в виду разные (психические) состояния стада животных: спокойное, возбужденное, испуганное, "взбесившееся". В этом случае, при переходе стада из одного состояния в другое, его структура не претерпевает никаких изменений, но свойства стада (в части взаимодействия с другими мирозданными объектами) меняются кардинально. Здесь надо отметить, что животные не могут регулировать (психическое) состояние своего стада, и оно непосредственно зависит от имеющихся в данный момент обстоятельств, на которые реагирует каждое из животных, образующих стадо.

В отличие от животных, человеческое общество ввело в свою структуру беспрецедентное усовершенствование - специальную психонастроечную систему, которая позволяет регулировать состояние общества, в зависимости от его потребностей, путем воздействия специальными методами и средствами на физиорациональное состояние каждого отдельного человека.

Явление, которое было обнаружено в виде мирозданного отличительного признака общества, [1] полностью соответствует психонастроечной системе. Именно сущность мирозданного отличительного признака общества, выраженная его формулой, позволила сделать новое открытие - выявить принципиально разные классы компонентов языка, описание которых приведено в данной статье.

2. Принципиальные отличия деятельности, осуществляемой в разных фундаментальных системах жизнеобеспечения общества

Между деятельностью, осуществляемой в разных фундаментальных системах жизнеобеспечения общества, существует принципиальная разница.

В экономической системе современного общества предметом деятельности (предметом, на который направлена деятельность) являются мирозданные объекты, в том числе и процессы, обладающие, кроме присущих им природных свойств, дополнительным условным "свойством" - они являются товаром, т.е. принадлежат к ряду объектов (процессов), которые в совокупности обеспечивают систематические взаимосвязи между людьми;

В политической системе предметом деятельности тоже являются мирозданные объекты, представляющие собой социальные образования, которые формируются как посредством товаров, так и посредством объектов, еще не находящихся в сфере товарного обмена (ресурсов), а также и посредством вещей уже находящихся в сфере потребления (богатства).

В психонастроечной системе предметом деятельности является состояние мирозданного объекта - общества, состоящего из социальных образований (граждан, семей, производственных коллективов, творческих объединений, партий, городов, районов и т.п.) - это тоже мирозданные объекты.

Таким образом, во всех случаях предметом деятельности являются мирозданные объекты - следовательно, имеется возможность изучать и осваивать эти системы на основе естественнонаучного метода освоения обществом мирозданных объектов.

Однако, если в экономической системе и политической системе взаимодействие людей осуществляется посредством мирозданных объектов, необходимых для естественного обмена людей с окружающей средой, то в психонастроечной системе люди, объединенные в общество, осуществляют мирозданную деятельность, расходуя свои материальные средства, произвольно, систематически и вопреки своим мирозданным потребностям, объективно необходимым для обеспечения жизни. (См. формулу открытия в работе [1] и [2] ).

В психонастроечной системе природные качества вещей (и процессов) не имеют ни экономического, ни политического значения; вещи (процессы) используются только в качестве символов, реликвий, святынь, (в ритуалах).

3. Естественные потребности людей в части общения, в зависимости от их деятельности в разных системах жизнеобеспечения общества

Специалисты разных направлений едины во мнении, что язык полифункционален, при этом известные его функции исследуются в двух аспектах: язык рассматривается как средство общения и мышления.

Однако, до сих пор никому еще не удалось обнаружить естественнонаучным методом мышление человека, т.е. его мысли, размышления, собственные взгляды. В отличие от этого, общение людей можно наблюдать непосредственно.

Учитывая это, для изучения формирования языка и его компонентов, необходимо исследовать объективные практические потребности людей в общении, при осуществлении ими деятельности в той или иной системе жизнеобеспечения.

3.1. Потребности в общении при осуществлении деятельности, направленной освоение мирозданных объектов окружающего мира (деятельности, относящейся к экономической системе общества)

В качестве примера рассмотрим деятельность, представляющую собой совместную охоту.

Чтобы совместными усилиями многих людей добыть зверя, необходимо каждому из охотников выполнить вполне определенные, отдельные конкретные действия: кто-то должен выследить конкретного зверя или конкретную стаю зверей, кто-то должен загонять его в нужном конкретном направлении, кто-то должен находиться на конкретных позициях для отстрела зверя...

Соответственно, на всех стадиях совместной охоты у каждого из ее участников естественным образом возникает потребность воспринимать (и осмысливать) сообщения о конкретных действиях, о конкретных положениях, о конкретных объектах и их свойствах и т. п., а также сообщать результаты своего восприятия (и понимания) ситуации другим людям.

Чтобы распределить обязанности между участниками охоты необходимо выработать конкретный план совместных действий: предугадать конкретные возможные ходы зверя и предусмотреть конкретные варианты действий охотников в той или иной ситуации. Необходимо, также, наблюдать и контролировать ход всего мероприятия и вовремя вносить необходимые конкретные коррективы в общие действия. Если задуманный план и корректировки, вносимые в него по ходу выполнения, не будут конкретными, а сообщаемые и воспринимаемые сведения будут не точны, если они не будут соответствовать конкретным ситуациям и объектам, например, будут подменены кажущимися, воображаемыми, абстрактными объектами, то, как правило, результат совместных усилий оказывается неудовлетворительным - охотники совершают оплошности, промахи и зверю удается скрыться.

Вывод: в любых совместных действиях, направленных на освоение мирозданных объектов окружающего мира, у людей возникают естественные потребности в наблюдении (восприятии) конкретных объектов, (явлений, процессов, ситуаций) и в общении по поводу этих конкретных объектов.

3.2. Потребности в общении при осуществлении деятельности, направленной на регулирование состояния общества (деятельности, относящейся к психонастроечной системе общества)

Рассмотрим в качестве примера деятельность, направленную на приведение людей в такое состояние, чтобы они были способными заняться опасной охотой.

Непременным условием для осуществления совместной охоты является настрой потенциальных участников заниматься именно этим делом в одно и то же время. Люди, имеющие разные характеры, самочувствие, настроение, намерения должны быть приведены в одинаковое, в этом смысле, состояние, должны быть каким-то образом "связаны" друг с другом для одновременного осуществления одной и той же деятельности.

Естественные потребности организма (например, потребность в пище) не создают информацию о том, какой должна быть деятельность или какая должна быть пища, кем и каким путем она должна быть добыта. Настрой на охоту обеспечивается в процессе предварительного общения, посредством языка, и на основе информации о систематически осуществленных ранее актах охоты.

В словах, которыми выражают призывы к охоте, принципиально не могут содержаться понятия о конкретных объектах охоты, т. к., с одной стороны, в период подготовки к охоте неизвестны никакие конкретные сведения о предстоящем ходе охоты, а во-вторых, наилучший эффект в настрое достигается при использовании абстрактных понятий, т. е. таких, которые способствуют формированию в мышлении собеседника желаемых им самим образов и представлений (удовольствие от процесса удачной охоты, удовлетворение будущей добычей и т. п.) и подавляют или оставляют не затронутыми нежелательные образы и перспективы (возможная опасность, усталость, возможная неудача в охоте).

Если предстоит заведомо опасная охота сопровождающаяся (по прежнему опыту), жертвами, то для успешного ее осуществления необходим особый предварительный настрой участников, который предотвратил бы психический шок или панику в ответственные моменты охоты, который позволил бы в экстремальной ситуации сохранять общественные взаимосвязи между охотниками для успешного ее завершения общими усилиями. Такой настрой оказывается наиболее эффективным если в мышлении людей будут сформированы образы и представления, которые совершенно абстрагированы, отвлечены от конкретной опасной ситуации, такие, например, как представления о бессмертности своей души, о переходе после смерти в иной мир и т. п.

В связи со сказанным, очень важно отметить, что представления людей, наиболее абстрагированные, отвлеченные от реальных конкретных объектов и процессов, в силу своей абстрактности, оказываются пригодными для регулирования состояния общества в любых ситуациях.

Вывод: в любых совместных действиях, направленных на регулирование состояния общества (в психонастроечной деятельности), у людей возникают естественные потребности в общении такими компонентами языка, значения которых абстрактны.

Примечание к разделу 3. Потребности в общении, при осуществлении деятельности, направленной на самосохранение структуры общества (в политической системе), в данной статье не рассматриваются. Далее сравниваются крайние варианты (экономическая деятельность и психонастроечная деятельность), в которых новое явление проявляется в чистом виде.

4. Естественные классы компонентов языка

Итак, и в экономической деятельности, и в психонастроечной деятельности естественным образом формируются и совершенствуются отдельные, принципиально отличающиеся один от другого классы компонентов языка:
- в процессе совместного освоения людьми мирозданных объектов, формируется совокупность лингвистически взаимосвязанных компонентов, предназначенных для применения именно в такой деятельности, - в современном обществе это класс естественнонаучных компонентов языка;
- в процессе регулирования людьми состояния общества, формируется совокупность лингвистически взаимосвязанных компонентов, предназначенных для применения именно в психонастроечной деятельности, - психонастроечные компоненты языка.

5. Эмпирические основания для исследования значений компонентов языка

5.1. Общие положения

Эмпирическими основаниями исследования значений компонентов языка являются:
- в процессах освоения мирозданных объектов (в экономической системе общества) - действия людей над конкретными мирозданными объектами, совершаемые под воздействием языковых команд;
- в процессах регулирования состояния общества (в психонастроечной системе общества) - изменения состояния людей в обществе, происходящие под воздействием языковых команд.

5.2. Значения компонентов языка, используемых для обеспечения деятельности, направленной на освоение мирозданных объектов (в экономической системе общества)

В деятельности, направленной на освоение мирозданных объектов, значение любого компонента современного языка, имеющего для этой цели практический смысл, соответствует любому конкретному объекту, из числа объектов данного происхождения, каждый из которых отличается от объектов иного происхождения.

Например, из нескольких широко распространенных значений слова "яблоко", используемых во фразах типа:
- "Попробуйте яблоко на вкус." (1)
- "Яблоку негде упасть!" (2)
- "Шкура черная в белых яблоках." (3)
- "Рассмотрим макет глазного яблока" (4)
- "Яблоко раздора" (5)
можно, по-опыту, легко выделить значения (1), (3) и (4), которыми обозначены конкретные мирозданные объекты, и которые, соответственно, будут наиболее эффективны для организации деятельности, направленной на освоение данных мирозданных объектов окружающего мира.

5.3. Значения компонентов языка, используемых для обеспечения деятельности, направленной на регулирование состояния общества (в психонастроечной системе общества)

В деятельности, направленной на регулирование состояния общества, значения компонентов современного языка, имеющих для этой цели практический смысл, являются абстрактными представлениями.

Например, из нескольких широко распространенных значений слова "яблоко", использованных во фразах в предыдущем подразделе, можно, по-опыту, легко выделить значения (2) и (5), которые в наибольшей мере отображают состояние общества, и которые, соответственно, будут наиболее эффективны для воздействия на состояние отношений между людьми.

Заключение

В результате исследования установлено, что в экономической и политической системах жизнеобеспечения общества должны применяться только естественнонаучные значения слов-существительных, а в психонастроечной системе жизнеобеспечения общества должны применяться только абстрактные значения слов-существительных.

Попытки дискредитации естественных наук, путем приравнивания их к другим дисциплинам, в которых применяются абстрактные значения слов-существительных, принципиально не состоятельны.


___________



Примечания:

0 Данная работа создана на основе статьи [3]. Тогда, в 1997 году, я еще не выявил характеристики мирозданных объектов и, поэтому, не различал еще свойства, структуру и состояния общества. В то время я не догадывался, что мирозданный отличительный признак общества, описанный в работе [1], - это одна из мирозданных характеристик общества.

1 Имеются в виду люди, которые ведут свой бизнес, или делают свою карьеру, или снискали себе известность и даже славу за счет того, что они, якобы обладают особенными "естественными" или сверхъестественными способностями: например, способностью перемещать вещи мысленным усилием; передавать и читать мысли на расстоянии; прогнозировать, предвидеть и предвосхищать будущие события и т. п., вводя тем самым в заблуждение и преднамеренно обманывая доверчивую и малограмотную часть населения. Поскольку такие авантюристы рано или позже разоблачаются, и, при этом, самым действенным средством разоблачения является Естественнонаучный метод освоения обществом мирозданных объектов, то эти люди открыто или в завуалированной форме стремятся опорочить данный метод, принизить его практическое и мировоззренческое значение.

В дискредитации методической основы Системы естественных наук заинтересованы и те люди, которые, получая мощное финансирование из централизованных и иных источников, осуществляют свою деятельность в "сфере науки и образования" на основе ошибочных и преднамеренно ложных направлений, выбранных однажды в своей исследовательской и преподавательской работе. Про себя такие люди говорят, что они, будто бы, стремятся выйти за пределы ограниченности естественных наук. Они, в сущности, такие же аферисты, но осуществляющие свою миссию более утонченным способом и в более образованной среде.

2 В первоначальной статье применялось словосочетание "языковое понятие". Предполагалось, что в словосочетании "языковое понятие" отображается отличие, например, от понятий, сформированных средствами изобразительного искусства, или музыкального искусства, или хореографического искусства и т. п.

3 У многих специалистов существуют глубокие убеждения, согласно которым любое значащее слово языка - это результат абстрагирования от реальных объектов.

Например, в "Основах философии" А. Г. Спиркина написано: "В качестве результата процесса абстрагирования выступают различные понятия о предметах ("растение", "животное", "человек"), мысли об отдельных свойствах предметов и отношениях между ними, рассматриваемых как особые "абстрактные предметы" ("белизна", "объем", "длина", "теплоемкость")." В следующем абзаце поясняется: "Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире." [7, 305]

Р. С. Немов в "Психологии" пишет: "Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания." [4, 266]

Коллектив авторов "Введения в философию" под руководством И. Т. Фролова утверждает: "Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смыл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер." [8, 309]

В. И. Свинцов в "Логике" пишет: "... понятие отличается высокой степенью абстрактности. Особенно отчетливо это свойство проявляется в общих понятиях, отражающих множества однотипных объектов. Например, понятие "дерево" абстрагировано от всех конкретных деревьев и даже от их видов, посредством понятия "литературный альманах" мыслятся все издания данного типа и т. п." [6, 34-35]

А. А. Радугин в своем курсе лекций "Философия" приводит описание отечественной "философии и методологии научного познания", которую разрабатывают В. С. Степин, В. С. Швырев, П. Ф. Юдин и др. В частности он отмечает: "В каждой отрасли науки - подсистеме развивающегося научного знания можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический." "Научное познание на обоих уровнях осуществляется на основе оперирования абстракциями." "Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Они отличаются от реальных объектов, которым присуще бесконечное число признаков." [5, 257]


___________



Литература:

[1], [1], [1], [1] Барякин В. Н. Общество - как объект естественнонаучного исследования // Судьба России: альтернативы развития. Тезисы докладов XXV международного академического симпозиума. Часть I. / Л. А. Зеленов (отв. редактор), А. В. Дахин, Г. П. Корнев, Е. В. Федотов. Нижний Новгород: ПАНИ, 1997, с. 181-185.

[2], [2] Барякин В. Н. Исследование принципиальной возможности применения естественнонаучного метода для освоения социальной действительности. [См. работу 3.3.5.02. на данном сайте (www.baryakin.ru) в разделе "3. Научные исследования".

[3] Барякин В. Н. Исследования о происхождении и использовании двух естественных концепций языковых понятий (Концептология) (Изложение в тезисах)) // Российское образование: традиции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. 19-21 мая 1997 г. / Под редакцией проф. Р. Г. Стронгина. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. Стр. 296-301.

[4] Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

[5] Радугин А. А. Философия: курс лекций. Москва. 1996, Издательство ЦЕНТР. -336 с.

[6] Свинцов В. И. Логика: Учеб. для вузов - М.: Высш. шк., 1987. -287 с.

[7] Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. -М.: Политиздат, 1988. - 592с.

[8] Фролов И. Т. и др. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч 2 / - М.: Политиздат, 1989. - 639 с.


___________






© ВАЛЕРИЙ, 2009

S2100r00



© ВАЛЕРИЙ, 2005

ГЛАВНАЯ НАЗАД ДАЛЕЕ АВТОР КОНТАКТ