| |||||||||
ГЛАВНАЯ | НАЗАД | ДАЛЕЕ | АВТОР |
ИЗМЕНЕНИЯ
| S2335r41-1
‘Утверждения о “противоречиях”, будто бы существующих в “самих вещах и процессах”, Ф. Энгельс изложил в ‘’Анти-Дюринге, в ‘’Отделе первом, в ‘’разделах ‘’XII и ‘’XIII.
Поскольку не у каждого ‘читателя найдется упомянутая ‘’книга Ф. Энгельса, мы будем цитировать из нее достаточно большие ‘фрагменты ‘текста (чтобы был виден ход рассуждений ‘’автора) и уже после этого, при необходимости, будут повторно выписываться те ‘предложения, ‘фразы и ‘слова, в которых изложены основные ‘утверждения ‘’автора. Цитируемые ‘фрагменты ‘текста будут заключены в двойные ‘кавычки и выделены более мелким ‘шрифтом.
1.1. ‘’О движении
‘’Первое положение:
“
Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Мы находим здесь определенные свойства, которые частью общи, частью различны или даже противоречат друг другу, но в этом последнем случае они распределены между различными вещами и, следовательно, не содержат в себе никакого противоречия. В пределах такого рода рассмотрения вещей мы и обходимся обычным, метафизическим способом мышления. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия. Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. А постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия — и есть именно движение.
Здесь перед нами, следовательно, такое противоречие, которое «существует в самих вещах и процессах объективно и может быть обнаружено, так сказать, в телесной форме».”
[1, 119]
Опорное ‘’утверждение этого ‘’фрагмента: “Движение само есть противоречие...”.
‘’Довод, приведенный для ‘’обоснования этого ‘’утверждения: “...уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем”.
Как видно, здесь достаточно ‘данных для того, чтобы не только представить себе, но даже и попытаться реально выполнить описываемое Ф. Энгельсом “перемещение”. Так как ‘’автор написал о “механическом перемещении” “вещей” , то ‘объектом ‘наблюдения или ‘эксперимента может быть взято любое физическое ‘тело. В таком ‘’случае, любой наблюдательный ‘человек может сам ответить на ‘вопрос о том, “в силу” чего может перемещаться физическое ‘тело? — для этого достаточно привести реальное физическое ‘тело в ‘движение. Известно, что для приведения физического ‘тела в ‘движение необходимо воздействовать на это физическое ‘тело другим физическим ‘телом. Можно провести бесчисленное количество ‘экспериментов и убедиться в том, что при ‘воздействии одного ‘тела на ‘другое, последнее (экспериментальное) ‘тело всякий раз переходит в ‘состояние ‘движения (или наоборот, переходит из ‘состояния ‘движения в ‘состояние ‘покоя, или — из ‘состояния ‘движения одного ‘вида в ‘состояние ‘движения другого ‘вида).
Вместе с этим, как бы не изощрялся ‘исследователь в ‘постановке ‘экспериментов для ‘наблюдения за ‘местоположением экспериментального ‘тела, он не сможет зафиксировать предполагаемый Ф. Энгельсом ‘результат, состоящий будто бы в том, что экспериментальное ‘тело “в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом”. Напротив, например, по мере совершенствования скоростной ‘киносъемки, ‘исследователям всякий раз удавалось зафиксировать двигающееся ‘тело в каком-либо конкретном пространственном ‘месте, и чем совершеннее применялась ‘техника ‘измерения, тем с большей ‘точностью определялось ‘местоположение двигающегося ‘объекта.
Кроме того, выполняя эмпирические ‘исследования, можно убедиться и в том, что ‘движение физического ‘тела совсем не зависит от того, как ‘люди осмысливают или представляют себе это ‘движение, в частности, думаем ли мы что физическое ‘тело “в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом”, или что мы думаем об этом по другому, или, что мы вообще никак не думаем по этому поводу.
Наконец, нельзя упускать из поля зрения еще один ‘’факт, состоящий в том, что в практической ‘деятельности (например, в производственной ‘практике, направленной на ‘освоение мирозданных ‘объектов) ‘люди повсеместно используют естественнонаучные письменно изложенные ‘понятия о ‘движении мирозданных ‘объектов, в ‘основе которых лежит принципиальная ‘возможность ‘определения ‘положения двигающегося ‘тела в каждый временной ‘момент, при этом в ‘расчет принимаются ‘параметры, которыми характеризуется ‘процесс ‘движения от его ‘начала или от известной промежуточной ‘точки. Закономерная ‘зависимость ‘пути (‘положения ‘тела) от ‘скорости равномерного ‘движения и от ‘времени, исчисляемых от ‘начала ‘отсчета, позволяет теоретически рассчитывать ‘положение ‘тела на ‘траектории ‘движения практически с любой ‘степенью ‘точности. ‘Ограничения в ‘определении точного ‘местонахождения двигающегося ‘тела связаны лишь с естественными ‘ограничениями технических ‘средств ‘измерений.
Принимая во внимание ‘’изложенное, хотелось бы узнать: а где же применяется такое противоречивое ‘’утверждение о ‘движении, когда ‘человек представляет, будто (физическое) ‘тело “в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом”? В ‘достижениях естественных ‘наук, где зафиксированы данные практического ‘опыта ‘освоения мирозданных ‘объектов, это ‘’утверждение не применяется.
Констатируем: нет никакого основания считать, будто “движение само есть противоречие”. Такое ‘’утверждение - это результат произвольной выдумки.
Воспользовавшись ‘’словами самого же Ф. Энгельса, можно сказать, что “факты, взятые в их собственной, а не в какой-то фантастической связи”
[8, 37]
, не могут быть описаны такими ‘сведениями, которые соответствовали бы ‘’утверждению Ф. Энгельса о “движении”, в частности, о “простом механическом перемещении”.
И еще, ‘’утверждение Ф. Энгельса о “движение” не может служить ‘альтернативой, по отношению к естественнонаучным ‘данным о ‘движении, зафиксированным в соответствующих естественнонаучных ‘понятиях, которое всегда можно проверить эмпирически для любого ‘случая ‘движения (и ‘покоя) мирозданных ‘объектов. Наконец, так как ‘’утверждения Ф. Энгельса о “движении” не соответствуют ‘достижениям, описываемым в ‘’Системе естественных наук, то, стало быть, такие ‘’утверждения о “движении” должны быть признаны ошибочными, и (имея в виду ‘представление Ф. Энгельсом своей “философии”, как науки) лженаучными.
В ‘’доводе Ф. Энгельса существует еще одна принципиальная ‘’ошибка. Ведь он написал, что “пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них”. Но, ведь хорошо известно, что ‘покой относителен. Любое ‘тело, покоящееся относительно одной реальной ‘системы ‘координат (т.е. относительно ‘одних ‘тел), фактически двигается относительно другой (подвижной) ‘системы ‘координат. (Конечно же, когда Ф. Энгельс писал ‘’Анти-Дюринг ‘’Теория относительности еще не была создана, но сама ‘относительность ‘покоя или ‘движения физических ‘тел была хорошо известна, уже начиная с ‘’работы Н. Коперника.)
Это означает, что если бы упомянутые “противоречия” были присущи самим ‘вещам или, говоря другими словами, самому природному ‘процессу ‘движения (или относительного ‘покоя) ‘тел, то наличие или отсутствие этих “противоречий” никак не зависело бы от ‘точки зрения ‘наблюдателя — мы имели бы возможность наблюдать эти “противоречия” в физическом ‘теле всегда, в том числе, и в ‘теле, находящемся в относительном ‘покое. И уж никак бы не зависело наличие “противоречий”, будь они присущи природным ‘вещам, от того каким способом мышления мы мыслим об этих ‘вещах или об их ‘движении.
Обратим внимание еще на одну ‘’деталь. Когда Ф. Энгельс писал “... мы рассматриваем вещи ...” он, судя по ‘’тексту, подразумевал мысленное рассмотрение, т.е. думание о “вещах”. В отличие от Ф. Энгельса, ‘естествоиспытатели рассматривают ‘вещи не умозрительно, а эмпирически, т.е. непосредственно или применяя ‘приборы, наблюдают за их ‘движением или ‘покоем. Поэтому Ф. Энгельс выдумывал ‘’результаты своего “рассмотрения”. А ‘естествоиспытатели, наоборот, стараются, ничего не выдумывая, как можно более точно описать то, что они наблюдают, затем, обобщить ‘’результаты своих ‘наблюдений в виде ‘’формул, после этого, проверить эти ‘’формулы на соответствие описанным в них ‘явлениям, и только после этого, они рекомендуют свои ‘’достижения к ‘применению в ‘’составе ‘’Системы естественных наук.
Обобщая ‘’результаты критического ‘’анализа ‘’Первого положения, можно констатировать, что ‘’описание собственных представлений Ф. Энгельса о “движении” (имея в виду, будто тело “в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом”) основано на произвольно принятом предубеждении в том, будто ‘положение ‘тела в ‘пространстве невозможно определить, принципиально. Изложенный Ф. Энгельсом ‘’вариант произвольных представлений о “движении” не используется в практической ‘деятельности ‘людей, направленной на ‘освоение мирозданных ‘объектов.
В отличие от изложенного Ф. Энгельсом предубеждения, естественнонаучные сведения о ‘движении материальных ‘объектов опираются на открытые в ‘природе естественные ‘законы (изложенные в известных ‘’понятиях и ‘’формулах, связывающих ‘путь, ‘скорость и ‘время ‘движения), в которых описана эмпирически подтверждаемая принципиальная ‘возможность ‘определения ‘положения ‘тел в ‘пространстве (т.е. в окружающем ‘мире).
Итак, воззрение Ф. Энгельса на ‘движение ‘физических ‘тел принципиально не соответствует реальным ‘процессам, описанным в ‘понятиях ‘’Системы естественных наук.
Из этого следует, что вышерассмотренное ‘’Первое положение Ф. Энгельса не содержит в себе научно обоснованного ‘доказательства о том, будто “движение” — это “противоречие, которое «существует в самих вещах и процессах объективно и может быть обнаружено, так сказать, в телесной форме»”. Наоборот, само это ‘’положение принципиально не соответствует (“противоречит”) ‘сведениям о природных ‘объектах и ‘процессах, которые зафиксированы в ‘’Системе естественных наук. Следовательно, ‘’Первое положение является не просто ошибочным, а представляет собой антинаучную ‘дезинформацию.
1.2. ‘’О жизни
‘’Второе положение:
“Если уже простое механическое перемещение содержит в себе противоречие, то тем более содержат его высшие формы движения материи, а в особенности органическая жизнь и ее развитие. Как мы видели выше*, жизнь состоит прежде всего именно в том, что живое существо в каждый данный момент является тем же самым и все-таки иным. Следовательно, жизнь тоже есть существующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть. ”
[1, 120]
Мы будем упоминать этот ‘’фрагмент ‘’текста как ‘’Первую цитату второго положения (сокращенно — ‘’Цит. 1, п. 2).
На каком же основании Ф. Энгельс установил, будто и “простое механическое перемещение”, и “высшие формы движения материи” содержат одно и то же “противоречие”? Нет такого основания. Уже только поэтому, ‘’утверждение, изложенное в первом ‘’предложении данного ‘’фрагмента, — это ни что иное, как ‘’плод произвольного фантазирования Ф. Энгельса.
Далее, прочитаем отдельно ‘’часть второго ‘’предложения: “... жизнь состоит прежде всего именно в том, что живое существо в каждый данный момент является тем же самым и все-таки иным”.
Как видно, ‘’здесь изложено ‘’утверждение, внешне похожее на то, которое написано в ‘’Первом положении. Но, если в ‘’Первом положении ‘речь шла о “теле”, которое одновременно “находится” и “не находится” “в данном месте” ‘пространства, то здесь пространственная ‘характеристика “живого существа” вообще не упоминается. То есть “простое механическое перемещение”, образно говоря, «притянуто за уши» к ‘рассуждениям о “высших формах движения материи”.
Далее, проанализируем ‘’рассуждения Ф. Энгельса о “жизни” и о “живом существе”, независимо от ‘’рассуждений о “простом механическом перемещении”.
В процитированном ‘’фрагменте (‘’Цит. 1, п. 2) имеется безадресная ‘’ссылка ‘’автора на свой предыдущий ‘текст; ‘’редактор ‘’издания, используя ‘’знак {*}, пояснил, что Ф. Энгельс имел в виду следующие свои ‘’рассуждения:
“Но в чем же состоят эти явления жизни, одинаково встречающиеся у всех живых существ? Прежде всего в том, что белковое тело извлекает из окружающей среды другие подходящие вещества и ассимилирует их, тогда как более старые частицы тела разлагаются и выделяются. Другие, неживые тела тоже изменяются, разлагаются или комбинируются в ходе естественного процесса, но при этом они перестают быть тем, чем они были. Скала, подвергшаяся выветриванию, уже больше не скала; металл в результате окисления превращается в ржавчину. Но то, что в мертвых телах является причиной разрушения, у белка становится основным условием существования. Как только в белковом теле прекращается это непрерывное превращение составных частей, эта постоянная смена питания и выделения, — с этого момента само белковое тело прекращает свое существование, оно разлагается, т.е. умирает. Жизнь — способ существования белкового тела — состоит, следовательно, прежде всего в том, что белковое тело в каждый данный момент является самим собой и в то же время — иным и что это происходит не вследствие какого-либо процесса, которому оно подвергается извне, как это бывает и с мертвыми телами. Напротив, жизнь, обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс, внутренне присущий, прирожденный своему носителю — белку, процесс, без которого белок не может существовать. ...
Из обмена веществ посредством питания и выделения, — обмена, составляющего существенную функцию белка, — и из свойственной белку пластичности вытекают все прочие простейшие факторы жизни: раздражимость, которая заключена уже во взаимодействии между белком и его пищей; сокращаемость, обнаруживающаяся уже на очень низкой ступени при поглощении пищи; способность к росту, которая на самой низшей ступени включает размножение путем деления; внутреннее движение, без которого невозможно ни поглощение, ни ассимилирование пищи.”
[1, 79-80]
Данный ‘’фрагмент ‘’текста мы будем упоминать как ‘’Вторую цитату второго положения (сокращенно — ‘’Цит. 2, п. 2).
Здесь Ф. Энгельс изложил свою основную мысль в следующем ‘’утверждении: “Жизнь ... состоит ... в том, что белковое тело в каждый данный момент является самим собой и в то же время — иным”. Если попытаться идентифицировать то, о чем написано в этом ‘’утверждении, с теми мирозданными ‘объектами, которые общепринято называть примененными здесь ‘’словами, то получаются следующие взаимно противоречивые ‘’результаты:
Как видно, если руководствоваться одним и тем же ‘’методом ‘описания ‘объектов и соответствующего понимания этих ‘описаний (как написано — так и понимать), то становится ясно, что Ф. Энгельс явно противоречит сам себе, т.е. он излагает ‘сведения непоследовательно, беспорядочно, противоречиво. Такое “противоречие” присуще исключительно ‘утверждениям Ф. Энгельса, и оно, конечно же, не имеет никакого отношения ни к тому, что принято упоминать ‘’словосочетанием {белковое тело}, ни к тому, что принято упоминать ‘’словосочетанием {способ существования}, применительно к мирозданным белковым ‘телам.
Далее, обратим внимание на то, что противоречивое ‘’утверждение “Жизнь — способ существования белкового тела — состоит, следовательно, прежде всего в том, что белковое тело в каждый данный момент является самим собой и в то же время — иным...” представлено Ф. Энгельсом с помощью ‘’слова “следовательно”, т.е. как ‘’следствие, вытекающее из предыдущих исходных ‘’утверждений (см. ‘’Цит. 2, п. 2). Для удобства, воспроизведем эти исходные ‘’утверждения отдельно: “явления жизни” состоят “... в том, что белковое тело извлекает из окружающей среды другие подходящие вещества и ассимилирует их, тогда как более старые частицы тела разлагаются и выделяются. ... Как только в белковом теле прекращается это непрерывное превращение составных частей, эта постоянная смена питания и выделения, — с этого момента само белковое тело прекращает свое существование, оно разлагается, т.е. умирает.”
Как видно, в исходных ‘’утверждениях говорится о “непрерывном превращении составных частей” “белкового тела”, а в ‘’следствии, в отличие от этого, утверждается о другом — о некоем абстрактном двойственном “явлении” (о двойственном “существовании”) “белкового тела” в каждый “данный момент времени”. Очевидно, что ‘’следствие не имеет вообще никакого отношения к исходным ‘’утверждениям. Здесь в очередной раз проявилась удивительная ‘’способность Ф. Энгельса представлять в наукообразной ‘форме ‘результаты своих непоследовательных размышлений.
Но, если Ф. Энгельс проявил ‘’неспособность к последовательному ‘изложению своих ‘сведений, и в ‘’Цит. 1, п. 2, и в ‘’Цит. 2, п. 2, то дальнейший ‘анализ ‘’Второго положения, путем ‘проверки исходных ‘’данных, ‘’выводов и ‘’умозаключений на их взаимную ‘согласованность, становится бесполезным. В таком ‘’случае, ‘’текст Ф. Энгельса (конкретно, в данном ‘’месте) должен анализироваться уже не как последовательный ‘’вывод одних ‘’положений из ‘’других, а как ‘’набор бессвязных ‘’утверждений. В таком ‘’случае, сначала надо проверить каждое из этих ‘’утверждений на то, соответствует ли оно упомянутым в нем ‘объектам.
Действительно, единственным ‘’«основанием» ‘’утверждения о двойственном “существовании” “белкового тела” “в каждый данный момент” является начальное ‘’предложение ‘’Первой цитаты второго положения. Для удобства, воспроизведем его еще раз: “Если уже простое механическое перемещение содержит в себе противоречие, то тем более содержат его высшие формы движения материи, а в особенности органическая жизнь и ее развитие.”
В этом ‘’«основании» сам ‘’автор зафиксировал тот ‘’факт, что он распространил свои (противоречивые) ‘’утверждения об абстрактно понимаемом “движении” абстрактно понимаемых “физических тел” на свои же (противоречивые) ‘’утверждения об абстрактно понимаемых “явлениях органической жизни”. Эти ‘’утверждения не имеют ничего общего ни с мирозданными ‘объектами, ни с известными в то время ‘достижениями естественных ‘наук.
Выше изложенные ‘’результаты критического ‘’анализа ключевых ‘’утверждений Ф. Энгельса, процитированных во ‘’Втором положении, являются ‘’основанием для ‘’констатации того, что все ‘’утверждения Ф. Энгельса о якобы ‘существовании “противоречий” в природных ‘вещах и ‘процессах не соответствуют мирозданным ‘объектам и ‘процессам, т.е. они ошибочны.
Кроме этого, обратим внимание еще и на то, что все обнаруженные ‘’ошибки Ф. Энгельса допущены по одной и той же ‘’причине, т.е. они систематические. Ведь если бы Ф. Энгельс последовательно придерживался своих же ‘рекомендаций, в частности, доверял бы только “фактам, взятым в их собственной, а не в какой-то фантастической связи”, то из его поля зрения не должны были бы ускользнуть ‘сведения о том, как ‘естествоиспытатели получили ‘данные о жизненном ‘процессе белковых ‘тел.
‘Естествоиспытатели, как известно, используют только такие ‘методы ‘исследования и ‘освоения мирозданных ‘объектов, применяя которые имеется принципиальная возможность однозначно определять в каждый конкретный ‘момент ‘времени не только ‘положение исследуемого ‘объекта в ‘пространстве, но и любые мирозданные ‘характеристики этого ‘объекта.
Так, например, наблюдая живую ‘клетку в разные ‘моменты ее ‘деления, естествоиспытателям удалось зафиксировать вполне определенные ‘стадии этого ‘процесса. Используя совокупность данных о конкретных ‘стадиях ‘деления живых ‘клеток, ‘естествоиспытатели описали непрерывный ‘процесс ‘деления живых ‘клеток.
И еще, исследуя мирозданные ‘объекты, ‘естествоиспытатели в любом ‘наблюдении стремятся зафиксировать однозначные ‘результаты. Если же ‘результаты, относящиеся к одному и тому же ‘объекту и к одной и той же ‘стадии его ‘изменения, получаются двойственные (противоречивые), то такие ‘данные считаются содержащими ‘ошибку и обязательно перепроверяются, до ‘получения однозначных ‘результатов ‘наблюдений (конечно же, в пределах достигнутой ‘точности ‘измерений).
Принимая во внимание ‘’результаты критического ‘’исследования ‘’Второго положения, мы делаем ‘’вывод о том, что ‘’утверждение Ф. Энгельса “жизнь тоже есть существующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие” (‘’Цит. 1, п. 2) не соответствует естественнонаучным ‘данным, а есть произвольное ‘утверждение.
Итак, процитированное нами ‘’Второе положение о том, будто “... жизнь тоже есть существующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие ...”, так же как и ‘’Первое положение, является лженаучной ‘дезинформацией.
1.3. ‘’Контрдоводы
В выше рассмотренных ‘’положениях Ф. Энгельса ключевым ‘’словом, посредством которого он сформировал общий смысл данных ‘’положений, является {“противоречие”}. Казалось бы, во избежании недоразумений, ‘’автор должен был бы дать четкое ‘определение того, что он упоминал этим ‘’словом. Но, вопреки таким ожиданиям, в ‘’тексте ‘’Анти-Дюринга нет такого ‘определения. ‘’Автор, как видно, счел возможным, а может быть и необходимым, чтобы его ‘читатели сами догадывались о том, что нужно подразумевать, прочитывая это ‘’слово. Ниже, мы попытаемся выяснить: что же может означать ‘’слово {“противоречие”}, если принимать во внимание некоторые другие ‘’положения ‘’Анти-Дюринга, в которых было применено это ‘’слово.
‘’А
Передварительно, попытаемся идентифицировать ‘’слово {“противоречие”} так, как это сделал бы любой здравомыслящий человек (т.е. с позиции здравого человеческого рассудка). В таком ‘случае мы уверенно определили бы, что этим ‘’словом должны упоминаться противоположные по смыслу ‘изречения, или (в письменном ‘изложении) противоположные по значению ‘сведения. Но тогда получится, что Ф. Энгельс будто бы обнаружил “в самих вещах и процессах” (т.е. в “простом механическом перемещении”, в “высших формах движения материи” и в “жизни” белковых ‘тел) эти самые ‘изречения или ‘сведения. Однако, такой ‘вариант нельзя признать здравомысленным. Ведь в упомянутых “самих вещах и процессах” не может быть лингвистических ‘объектов.
Следовательно, если рассуждать здраво (или, как принято говорить, с позиции здравого человеческого рассудка)
8
, то уже сам ‘’факт ‘’применения ‘’слова “противоречие” в ‘описаниях мирозданных ‘объектов и их ‘взаимодействий есть ‘свидетельство того, что Ф. Энгельс допустил элементарную лингвистическую ‘’ошибку — он применил для ‘описания мирозданных ‘вещей и ‘процессов такое ‘’слово (а именно, “противоречие”), которое, судя по его грамматическим ‘’корням, было изначально принято исключительно для ‘характеристики ‘высказываний, противных нормальной (последовательной, здравомысленной) ‘речи.
‘’Б
Однако, судя по ‘’Анти-Дюрингу, Ф. Энгельс был настолько одержим своей (как будет показано далее, перенятой у Гегеля) идеей об абсолютном универсальном значении “противоречия”, что он в первой же ‘’главе ‘’Введения своей ‘’книги, стал убеждать ‘читателей в том, чтобы они не доверяли своему здравому рассудку.
И вот как изощренно он это сделал (мы процитируем не полных два ‘’абзаца):
Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными неопосредствованными противоположностями; речь его состоит из: «да — да, нет — нет; что сверх того, то от лукавого» 30. Для него вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной. Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности. Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд вполне приемлемым потому, что он присущ так называемому здравому человеческому рассудку. Но здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический способ понимания, хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса. ...”
[1, 16-17]
(Далее мы будем упоминать эту ‘’цитату как ‘’Рассуждение о здравом человеческом рассудке или, если из ‘контекста понятно, о чем идет ‘речь, сокращенно, — ‘’Рассуждение.)
Судя по историческим ‘событиям XX-го ‘’века, Ф. Энгельс убедил очень многих ‘людей не применять “здравый человеческий рассудок” для ‘руководства в своей ‘деятельности. И надо признать, что, если прочитывать ‘’текст вышеприведенного ‘’Рассуждения поверхностно, эмоционально, то оно кажется вполне убедительным.
Но, если проанализировать это ‘’Рассуждение тщательно, не отступая от упомянутого Ф. Энгельсом “здравого человеческого рассудка”, - того самого, который заключается, в частности, в том, чтобы излагать ‘сведения и делать ‘выводы не на основе эмоций, а ‘сверяя каждое свое ‘сведение и каждый ‘вывод с теми ‘объектами и ‘процессами, которые в этих ‘сведениях упоминаются, то многое, что кажется в данном ‘’Рассуждении несомненным, необходимо будет проверить.
Сначала обратим внимание на то, что процитированное ‘’Рассуждение выполнено по следующей ‘’схеме:
Ниже мы проанализируем, на каких ‘основаниях реализована эта ‘’схема.
В ‘начале своего ‘’Рассуждения Ф. Энгельс написал о “настоящем естествознании”, и указал, что оно “начинается только со второй половины XV века”. К сожалению, Ф. Энгельс не пояснил, что он упомянул ‘’словосочетанием {“настоящее естествознание”}, которое, наверное, должно отличаться от предполагаемого “ненастоящего естествознания”. Для прояснения ‘’ситуации, мы обратимся к историческим ‘фактам.
Достоверные ‘сведения о действительном ‘состоянии ‘дела, в ‘части ‘изучения и ‘освоения природных ‘объектов, зафиксированы, например, в известном ‘’труде Николая Коперника (1473- 1543) ‘’О вращениях небесных сфер
[9]
, впервые изданном в ‘’год его ‘’смерти (то есть в ‘’середине XVI-го ‘’века). В этом ‘’труде содержатся ‘сведения о том, что ‘философы (в то время естественной ‘наукой считалась “натуральная философия”
|