| ||||
ГЛАВНАЯ | НАЗАД | ДАЛЕЕ | АВТОР | ИЗМЕНЕНИЯ |
S2335r41-6
Спустя семь ‘’лет после первого ‘опубликования ‘’Анти-Дюринга, т.е. в 1885 ‘году, в ‘’Предисловии ко второму ‘изданию этой ‘’книги Ф. Энгельс написал:
“Само собой разумеется, что при этом моем подытоживании достижений математики и естественных наук дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий, — те самые законы, которые, проходя красной нитью и через историю развития человеческого мышления, постепенно доходят до сознания мыслящих людей. Законы эти были впервые развиты всеобъемлющим образом, но в мистифицированной форме, Гегелем. И одним из наших стремлений было извлечь их из этой мистической формы и ясно представить во всей их простоте и всеобщности.”
[1, 7]
В этом ‘’фрагменте Ф. Энгельс зафиксировал, что он принял на веру сформированные в предыдущем ‘поколении априорные ‘’утверждения, ставшие исходной теоретической ‘’предпосылкой всей его “философской” ‘’доктрины. А именно, “при ... подытоживании достижений математики и естественных наук”
31
он уже слепо верил в то, что: во-первых, будто “диалектические законы” реально существуют; во-вторых, будто они существуют, и “в природе”, и “в истории”, и “в мышлении”.
Кстати, впоследствии эти априорные ‘’утверждения были восприняты ‘приверженцами “материалистической диалектики” как ‘«аксиома» “марксизма”, не подлежащая ‘проверке.
В процитированном ‘’фрагменте зафиксировано и то, что Ф. Энгельс применил упомянутые априорные ‘’утверждения как ‘доказательство “всеобщности” своей “философии”. Ведь в предполагаемой зоне действия “диалектических законов”, т.е. в “природе, истории и мышлении” можно подразумевать все: и мыслимые «объекты», и лингвистические ‘объекты, и мирозданные ‘объекты.
Мы уже обращали внимание на то, что Ф. Энгельс, когда он выдумывал основные ‘’положения своей ‘’доктрины, не просто ошибался — он умышленно вводил своих ‘читателей в заблуждение. В этом можно в очередной раз убедиться, читая следующий ‘’фрагмент:
“Наконец, для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее.”
[1, 8]
Однако, в первых четырех ‘’главах нашего критического ‘’анализа мы показали, что Ф. Энгельс именно “вносил” априорно принятые ложные “истины” в каждое из своих ‘’положений, в которых он рассуждал об ‘объектах ‘природы.
Принимая все это во внимание, можно констатировать, что, фактически, Ф. Энгельс выдумывал свои ‘’положения. Он делал это, отнюдь, не для того, чтобы “отыскать диалектические законы” “в природе”, а исключительно для того, чтобы создать фиктивные ‘«факты» о таком “отыскивании”. Он делал это для того, чтобы создать обманчивую видимость, будто “материалистическая диалектика” построена не только на гегелевских идеях, но и, будто бы, на естественнонаучных ‘данных.
Мы делаем следующие ‘’выводы:
Ф. Энгельс, по причине своей некомпетентности в естественных ‘науках, не понимал того, что, не только ‘предмет естественных ‘наук существует независимо от мышления ‘людей, но и ‘сведения, из которых эти ‘науки состоят, ‘люди формируют так, чтобы эти ‘сведения были независимы от их “мышления” (от их идей, представлений, умозаключений и т.п.).
Поэтому он, подражая ‘философам древних ‘времен, все еще создавал всеобъемлющую “философию”, а именно, такую, в которой и природные ‘процессы, и общественные ‘процессы, и умозрительные процессы (“мышление”, в том числе и “наука”) подчинялись бы одним и тем же “диалектическим законам”.
И это он делал в то ‘время, когда естественные ‘науки давно уже были созданы и успешно применялись, когда компетентные ‘специалисты давно уже руководствовались тем, что каждое естественнонаучное ‘понятие, каждая естественная ‘наука и вся ‘система естественных ‘наук формируются, независимо от мышления ‘людей, независимо от их идей, убеждений, умозаключений, ‘теорий и ‘гипотез, а только в соответствии с природными ‘объектами и ‘процессами, которые описываются в научных ‘понятиях.
Когда Ф. Энгельс писал ‘’Анти-Дюринг, давно уже было доказано (самим ‘фактом ‘существования естественных ‘наук), что древняя идея ‘создания всеобъемлющей “философии” (всеобщей «науки» о “природе, обществе и мышлении”) является принципиально ошибочной и, поэтому, неосуществимой. Эта идея давно уже устарела.
Следовательно, Ф. Энгельс, в силу своей некомпетентности в естественных ‘науках, создавал заведомо ложную «“философию”», т.е. ‘псевдофилософию.
Итак, мы имеем ‘’основание упоминать в ‘дальнейшем ‘’доктрину Ф. Энгельса как ‘’псевдофилософию, или как псевдофилософскую ‘’доктрину.
6.2. ‘’О некоторых субъективных мотивах создания всеобъемлющей
“материалистической диалектики”
Далее, мы обратим внимание на то, для чего Ф. Энгельсу, понадобилось “извлечь их (гегелевские всеобъемлющие “диалектические законы”) из ... мистической формы”.
Во-первых, Ф. Энгельс создавал “материалистическую диалектику” специально для того, чтобы подвести “философское” (т.е. всеобщее, всеобъемлющее) ‘основание под уже готовую политэкономическую ‘’теорию К. Маркса, под разработанное К. Марксом “материалистическое понимание истории”
[8, 3]
(когда-то к этому был приобщен Ф. Энгельс
[12, 6]
).
32
Во-вторых, К. Маркс, как известно, стремился создать свою политэкономическую ‘’теорию
33
, используя естественнонаучный ‘’принцип отбора ‘фактов. Подтверждая, ‘’ниже мы приводим ‘’пример того, как К. Маркс излагал этот ‘принцип, применительно к ‘предмету своих ‘исследований:
“При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.”
[12, 5]
Понятно, что в силу ‘’требования “естественно-научной точности”, К. Маркс старался построить свою политэкономическую ‘’теорию из таких же ‘данных, какие концентрируются в естественных ‘науках.
Т.е.: во-первых, ‘предметом его ‘исследования должны были быть только такие ‘объекты, какими являются ‘объекты ‘природы (в части того, что они должны быть мирозданными); во-вторых, создаваемые им политэкономические ‘сведения должны были соответствовать ‘предмету его ‘исследования и быть независимыми от мышления ‘людей (от их идей, ‘теорий, представлений и т.п.).
Это (что ‘политэкономия К. Маркса методически создавалась так же, как и естественные ‘науки, в которых описывают ‘объекты и ‘законы ‘природы) обязан был объяснить в своей ‘’доктрине Ф. Энгельс. И он «сделал» это/! Но, как видно, на лженаучной ‘основе, путем выдумывания ‘небылиц и ‘дезинформации: и о естественных ‘науках, и о природных ‘объектах, и о “диалектических законах”, и т.д.
6.3. ‘’О лженаучных подходах к “пониманию природы”
Возвращаясь к основной ‘’линии данного критического ‘’анализа, мы приводим более подробные ‘’сведения о том, что упомянутые нами в ‘’подразделе ‘’6.1 ложные ‘’утверждения
34
, априорно принятые Ф. Энгельсом и ставшее его собственными убеждениями, были положены им в ‘основу всей его ‘’доктрины. Этим были предопределены: и ее исключительно психонастроечное предназначение, и ее всеобъемлющий (псевдофилософский) предмет, и ее лженаучный метод, и ее противоречивое ‘’содержание.
Чтобы подтвердить эти ‘характеристики, прочитаем следующий ‘’фрагмент ‘’текста:
“К диалектическому пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления.”
[1, 10]
Обратим внимание на ‘’главное: в этой ‘’цитате зафиксировано, что в тот исторический ‘’момент Ф. Энгельсу был известен ‘’подход к “пониманию природы”, посредством “накопляющихся фактов естествознания”, (на первый взгляд, можно подумать, что тут упомянут ‘’подход к ‘созданию естественных ‘наук), но этот ‘’подход он вообще не рассматривал. Напротив, он выставил принципиально другую ‘’цель - некое “диалектическое понимание природы”, и принципиально другой ‘’подход - посредством предварительного “понимания законов диалектического мышления”. Он, тем самым, указал ‘читателям ложную ‘цель и, соответственно ложный ‘путь: будто ‘’сведения о природных ‘объектах и ‘явлениях можно создавать не только посредством естественнонаучного ‘открытия, а еще и принципиально другим, мыслительным путем.
Далее, о ‘частностях.
Как видно, в первой ‘’части последней ‘’цитаты предложен декларативный ‘’подход: идеальная ‘’цель — “диалектическое понимание природы” (заметим: действие, упомянутое в этой ‘’цели (“...понимание...”), — идеально.
Во второй же ‘’части последней ‘’цитаты указан оригинальный (рабочий) ‘’подход: через предварительное “понимание” “законов диалектического мышления”.
Как видно, обозначив одну ‘’цель
35
, Ф. Энгельс устремился к принципиально другой ‘’цели, гносеологически обратно направленной: к “пониманию законов диалектического мышления” (тут идеальны: и действие — “понимание”, и предмет — “мышление”).
Итак, предмет “понимания” упомянут в двух ‘’ипостасях: в одном ‘’случае — это “природа”; в ‘’другом — “мышление”. Отсюда формируется соответствующее (противоречивое) ‘’содержание ‘’доктрины, из двух ‘’частей (не обязательно явно выделенных одна от другой): одна ‘’часть — направлена на “понимание” “природы” (к этой ‘’части относятся ‘’положения, проанализированные нами в ‘’главах ‘’1-‘’4 ), а другая ‘’часть направлена на “понимание” “законов мышления”.
Чтобы свести к минимуму возможность аналитической ‘ошибки, можно проверить последние наши ‘’утверждения на ‘’материале более поздней ‘’работы Ф. Энгельса.
Так, в 1886 ‘’году, подводя ‘’итог своей ‘деятельности на (псевдо-) “философском” ‘поприще, он написал:
“Вернувшись к материалистической точке зрения, мы снова увидели в человеческих понятиях отображения действительных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе,— а до сих пор большей частью и в человеческой истории — они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира.”
[8, 38]
(‘’Здесь мы выделили: чем и как “диалектика сводилась к науке”; а также предмет “материалистической диалектики” Ф. Энгельса, т. е. то, что подлежит “пониманию” — В.)
Как видно из данного ‘’текста, продекларированная ‘’цель ‘’доктрины осталась, “по сути дела”, той же самой, как и прежде, — “познание” “диалектического движения действительного мира”. При этом, предмет “диалектики”, мимоходом приравненной к “науке” (/!), содержит “два ряда законов”. “Законы” одного “ряда” “человеческая голова может применять ... сознательно”, т.е. они находятся в “мышлении” (предмет “диалектики” — “мышление”), а законы другого “ряда” “прокладывают себе путь бессознательно” “в природе” (предмет “диалектики” — “природа”).
И ‘’здесь видно, что в ‘’доктрине Ф. Энгельса умозрительно присутствуют две отождествленные ‘’части, две “науки”, две “диалектики”: одна “диалектика”, предметом которой является человеческое “мышление”, — “диалектика понятий” или “диалектика” “человеческого мышления”; другая “диалектика”, предметом которой является “внешний мир”, “природа”, — “диалектика” “действительного мира” или “диалектика природы”.
36
Ф. Энгельс и в данном ‘’случае применил упомянутый выше ‘’подход, но, при этом, максимально упростил формальную процедуру: вместо предварительного “познания” “законов диалектического мышления”, он непосредственно отождествил ““два ряда законов” (т.е. подменил один “ряд законов” другим “рядом законов”).
‘’Подмена выполнена по следующей ‘’схеме:
Во-первых, он, “вернувшись к материалистической точке зрения” от ‘’системы Г. Гегеля, увидел в гегелевских “человеческих понятиях” (т.е. в ‘псевдопонятиях) “отображения действительных вещей” (‘’здесь объявленная ‘’цель ‘’доктрины уже перемещена на задний план).
Во-вторых, он произвольно отождествил “два ряда законов”, т.е. мысленно принял, будто “отображения действительных вещей” соответствуют самим “действительным вещам”, надо полагать, с такой же абсолютной точностью, как это есть у Г. Гегеля, у которого “вещи” являются “понятиями”
[19, 58]
. Таким образом “диалектика сводилась ... к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления”.
В-третьих, тем самым, Ф. Энгельс подменил одну выдумку - “диалектическое движение действительного мира” другой выдумкой - “диалектикой понятий”. В этом, видимо, и заключается “сознательное отражение”.
Как видно, в основе мысленного объединения двух “диалектик” в единую псевдофилософскую ‘’доктрину, представленную “наукой”, лежит гегелевская идея о том, будто “законы движения человеческого мышления” (или “диалектика понятий”) в точности совпадают с “законами движения внешнего мира” (или с “диалектическим движением действительного мира”).
Но, ведь бесчисленные ‘наблюдения, ‘эксперименты и реальная ‘практика свидетельствуют об ином: человеческие мысли, идеи, образы (“мышление |