| ||||
ГЛАВНАЯ | НАЗАД | ДАЛЕЕ | АВТОР | ИЗМЕНЕНИЯ |
S2335r41-5
В то ‘время, когда Ф. Энгельс сочинял ‘’Анти-Дюринг..., многие ‘авторы ‘учений, считавшихся философскими, были некомпетентны в естественных ‘науках. Но, именно ‘’доктрина Ф. Энгельса была принята социально активными ‘людьми для руководства в своей практической ‘деятельности. И именно эти ‘люди объединились в самое мощное общественное ‘’движение - коммунистическое ‘’движение.
Тем не менее, обратим внимание на то, что лженаучные ‘положения “материалистической диалектики” Ф. Энгельса были не единственной злокачественной “основой” коммунистического ‘’движения: для этого были применены и другие лженаучные ‘доктрины.
В данной ‘’главе мы проанализируем еще одну злокачественную “основу” — ‘’систему ‘подмены (однозначных) ‘понятий противоречивыми (неоднозначными) ‘псевдопонятиями. Эта ‘’система была создана Г. Гегелем. Впоследствии ее применяли, и Ф. Энгельс, и все ‘участники коммунистического ‘движения.
Сначала, мы проанализируем те ‘утверждения, в которых Ф. Энгельс описал свою ‘связь с гегелевским ‘учением.
Имея в виду свое
20
“новое направление”
[8, 37]
в “философии”
21
, которое образовалось, будто бы, “при разложении гегелевской школы”
[8, 36]
, Ф. Энгельс написал:
“Разрыв с философией Гегеля произошел и здесь путем возврата к материалистической точке зрения.”
[8, 37]
(Выделено мной — В.)
Если не обращать внимания на ‘’дезинформацию о “возврате к материалистической точке зрения” (‘’выше мы доказали, что, фактически, Ф. Энгельс всегда был ‘идеалистом), то первую ‘’часть процитированного ‘’предложения можно понять только в том смысле, что “философия Гегеля” была оставлена, а вместо нее, или на ее месте, была создана принципиально другая “философия”.
Но уже в следующем ‘’абзаце Ф. Энгельс сделал прямо противоположное ‘’утверждение:
“Гегель не был просто отброшен в сторону. Наоборот, за исходную точку была взята указанная выше революционная сторона его философии, диалектический метод. Но этот метод в его гегелевской форме был непригоден.”
[8, 37]
В данном ‘’фрагменте первое ‘’предложение может быть понято только в том смысле, что, фактически, не было никакого “разрыва” “философии” Ф. Энгельса с “философией” Г. Гегеля. Сопоставляя ‘’написанное в последнем ‘’фрагменте, с тем, что написано в предыдущей ‘’цитате, понятно, что Ф. Энгельс противоречил сам себе.
Более того, ‘’противоречие самому себе есть и в последнем процитированном ‘’фрагменте: ведь во втором ‘’предложении Ф. Энгельс утверждал, что гегелевский “диалектический метод” был взят “за исходную точку”, а в третьем ‘’предложении, фактически сказано прямо противоположное, что “этот метод ... был не пригоден”.
Выше отмеченные противоположные ‘’утверждения (‘’противоречия) не случайны, а, напротив, являются частными ‘случаями путанного, непродуманного, противоречивого ‘изложения (и, наверное, понимания) Ф. Энгельсом всей гегелевской “философии”. Ведь, если принять во внимание, что и ее “метод ... не пригоден”, и ее “диалектика ... стояла на голове”
[8, 38]
, и имела она “догматическое содержание”
[8, 9]
, и т.п., то, такая “философия” должна бы быть признана, в лучшем ‘случае, никчемной. Однако, вопреки этому, противореча самому себе, Ф. Энгельс написал, что в гегелевской “философии” находятся:
“бесчисленные сокровища, до настоящего времени сохранившие свою полную ценность”
[8, 11]
.
О каких же “сокровищах” гегелевской “философии” упомянул Ф. Энгельс? Чтобы компетентно ответить на данный ‘’вопрос и соответствующим образом осуществлять дальнейшую ‘критику ‘’доктрины Ф. Энгельса, мы прервем ‘’анализ энгельсовской ‘’доктрины и «отправимся» на ‘поиски упомянутых “сокровищ”. Т.е. ‘’далее, в данной ‘’главе, мы будем анализировать основные ‘’положения гегелевской “философской” ‘’системы.
5.1. ‘’Об общем “круговороте” гегелевских мыслей
Вся гегелевская ‘’Система науки или, под другим ‘’названием, ‘’Энциклопедия философских наук, по ‘плану ‘’автора, должна состоять из следующих ‘’частей:
Последние две свои “философии” Г. Гегель называл “реальными дисциплинами философии”.
[19, 7-8]
Приступая к ‘экспертизе этой «‘’Энциклопедии…», прежде всего, необходимо обратить внимание на ‘’следующее:
“В формировании той или иной эпохи, как и в формировании отдельного человека, бывает период, когда речь идет главным образом о приобретении и утверждении принципа в его неразвитой еще напряженности. Однако более высокое требование состоит в том, чтобы этот принцип стал наукой.”
[19, 5]
Как видно, Г. Гегель считал, что “наукой” может быть “принцип”/! По Г. Гегелю, “наука” - это “принцип”/!
При этом, Г. Гегель был уверен в том, что известные в то время “науки”, полученные “в прежней метафизике и прежней логике”
[19, 9]
(видимо, никаких других ‘наук Г. Гегель не занал), научными не являются, а должны:
“рассматриваться как в высшей степени подсобный материал (Vorlage) и даже как необходимое условие, как заслуживающая нашу признательность предпосылка, хотя этот материал лишь кое-где дает нам слабую нить или мертвые кости скелета, к тому же еще перемешанные между собой в беспорядке”
[19, 9-10]
.
Итак, Г. Гегель задумал создать принципиально новую “научную систему”, основанную на “новом принципе”, в отличие от известных ему “наук” (в отличие от того, “что до этого времени называлось метафизикой”
[19, 3-4]
и от того, “что до этого времени” понималось как “логика”
[19, 4-5]
).
Свое собственное ‘’представление о “науке” и о “научном методе” Г. Гегель пояснил во ‘’фрагменте, написанном по поводу некоторых ‘определений И. Ньютона:
“В соответствии с состоянием научного метода того времени давалось лишь объяснение, что под таким-то термином следует понимать то-то. Но объяснение, что под таким -то термином следует понимать то-то, есть, собственно говоря, лишь субъективное предложение или же историческое требование, причем не показывают, что такое понятие в себе и для себя необходимо и обладает внутренней истинностью.”
[19, 272]
Как видно, Г. Гегель, или вовсе не знал, или преднамеренно игнорировал, ‘’достижения Г. Галилея
22
, ставшие ‘основой естественных ‘наук.
Обратим внимание на то, что в то ‘время, когда Г. Гегель писал ‘’Анти-Дюринг, подобные ему (псевдо-) «‘философы» продолжали упоминать ‘’словом {наука} любые всеобъемлющие ‘учения и соответствующие ‘рассуждения о разнообразных предметах: будь они плоды воображения, или ‘наблюдения, или ‘эксперимента, причем, и о ‘природе, и об ‘обществе, и о мышлении, и о Боге.
Судя по ‘утверждениям Г. Гегеля, его собственное “понятие” “науки”, обнаруженное им “в прежней метафизике и прежней логике”, было неправильным, и он решил создать новое “понятие”:
“Важно иметь в виду, — пояснял Г. Гегель — что дело идет о том, чтобы дать новое понятие научного рассмотрения.”
[19, 6]
Еще раз отметим, что Г. Гегель не представлял себе никакой другой “науки”, которая была бы вне пределов его собственного “философского мышления”.
23
Поэтому, для него все, что могло быть отнесено к “науке”, могло рассматриваться только как часть его “философии”, только как деятельность “мышления”
24
в его необходимом (имманентном) развитии.
“Изображение царства мысли философски, т.е. в его собственной имманентной деятельности, или, что то же самое, в его необходимом развитии, должно было поэтому явиться новым предприятием, и притом начинающим все с самого начала.”
[19, 9]
В гегелевской ‘’Системе науки деятельность философского “мышления” включает в себя следующий постоянно совершающийся “круговорот”
[19, 56]
мыслей (подробно, эта идея описана в ‘’Феноменологии духа) — мы, для удобства, выделим в этом “круговороте” три ‘’стадии:
‘’Стадия A. Изначально, деятельность “мышления” происходит “бессознательно”. Здесь “мышление” имеет дело:
- с “содержанием” (в данном ‘’случае имеется в виду то “содержание”, которое понималось в прежней “науке”);
- или с “предметами представлений”
[19, 15];
- или с “категориями, которые уже нельзя более игнорировать”
[19, 11].
‘’Стадия B. В преддверии гегелевской “науки”, т.е. в рамках “прежней метафизики и прежней логики”, деятельность “мышления” совершается на основе “рефлектирующего рассудка”
[19, 6 и 26]
, или на основе “обыкновенного здравого смысла”
[19, 26]
; здесь “мышление” имеет дело уже с “определениями”
[19, 6 и 15]
.
‘’Стадия C. В (гегелевской) “Логике” деятельность “мышления” достигает своего чисто “научного” уровня. Здесь движение “мышления” осуществляется на основе “духа”, или “рассудочного разума или разумного рассудка”
[19, 6]
; здесь “мышление” представляет собой “чистые мысли, мыслящий свою сущность дух”, - в чем и заключается “имманентное развитие понятия”
[19, 7]
Но на этом движение “мыслящего свою сущность духа” не завершается, а переходит в свою противоположность, в начало
25
, а именно: далее, “мыслящий дух”, приобретший (из гегелевской “Логики”) “чистые знания”, переходит на следующую стадию, где его ожидает “настоящее дело жизни и деятельность для достижения действительных целей”
[19, 13]
(т.е. в те области, которые, надо понимать, являются предметами ‘’Философии природы и ‘’Философии духа). Таким образом, “мышление” возвращается к началу своего движения (“в жизни уже пользуются категориями”
[19, 13]
), уже такими, которые обогащены результатами всего (предыдущего) “имманентного развития”.
“Это духовное движение, дающее себе в своей простоте свою определенность, а в ней — и равенство с самим собой, это движение, представляющее собой стало быть, имманентное развитие понятия, есть абсолютный метод познания и вместе с тем имманентная душа самого содержания.”
[19, 7]
Ничего другого, что выходило бы за мысленные пределы этого “круговорота”, в гегелевской “философии” нет.
5.2.
‘’О подмене “вещей” “понятиями” о них
‘’Выше мы описали общую панораму “философской”
26
‘’системы Г. Гегеля. ‘Далее мы сфокусируем внимание на ее ключевых ‘деталях и соединительных ‘узлах.
Очень важно иметь в виду, что в гегелевской “философии”
“... вещь может быть для нас не чем иным, как нашим понятием о ней”; “эти вещи ... сами суть мысленные вещи и как совершенно неопределенные они суть лишь одна мысленная вещь (так называемая вещь в себе), пустая абстракция.”
[19, 15]
Последнее ‘’утверждение надо обязательно расшифровать. Это необходимо сделать потому, что оно является одним из ключевых для понимания всей гегелевской ‘’Системы науки. “Термином”
27
“совершенно неопределенные мысленные вещи” Г. Гегель назвал тот вариант мысленного представления “вещи”, когда мы говорим об условных «вещах», которые нам вовсе не известны и, стало быть, они нами вовсе не определены — потому-то любая из этих “вещей” является, по Г. Гегелю, “пустой абстракцией”: абстрактное ‘’название {“вещь”} есть, а мысленного содержания в нем нет никакого. По гегелевской ‘версии, вот такими “понятиями”, имеющими лишь форму категории, которая не имеет никакого “содержания” (т.е. “вещами в себе”), оперирует самое примитивное “мышление” (или “сознание”), не достигшее еще даже уровня рассудка. Это состояние “мышления” (и уровень понимания “понятия”) соответствует вышеупомянутой ‘’стадии A.
На ‘’стадии B, т.е. на более высоком уровне понимания “понятия” (которому соответствует “прежняя метафизика и прежняя логика”), “мышление” (в данном случае, оно же — “рефлексия”), по гегелевским представлениям, совершает следующие действия:
|