ВАЛЕРИЙ
IV.04. «“Реформа науки”»: Какой должна быть наука об обществе?
— Раздел IV. Актуальное —
— ‘’Объединенные исследования —
— ‘’Руководство по развитию российского общества —

ГЛАВНАЯ НАЗАД ДАЛЕЕ АВТОР ИЗМЕНЕНИЯ

S2400r04

«“Реформа науки”»: Какой должна быть наука об обществе?


РАН именно та организация, которая должна и обязана заниматься детальным выяснением проблемы о том, что является наукой, а что таковой не является. Должно быть создано однозначное определение того, что есть наука, вместо многочисленных взаимно противоречивых псевдопонятй (упоминаемых словом {наука}), под определение которых подходит любая деятельность. От решения этой проблемы зависит основное содержание “реформы науки” в России.

В настоящее время РАН самоустраняется от решения этой проблемы, так как сама РАН напичкана лженаучными структурами. (Мы не имеем в виду ненаучные структуры, необходимые для функционирования РАН.)

Основным вопросом в этой проблеме является традиционное отношение общественности к тем общественным "наукам", которые долгое время пропагандировались, в том числе и сотрудниками РАН, под флагами марксизма-ленинизма.

По результатам экспертизы основ лженаучной деятельности (см. ВАЛЕРИЙ. ‘’О ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ “ОСНОВЕ” ЛЖЕНАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) не остается сомнения в том, что в советские времена под названием "общественные науки" населению России преподносилась, почти сплошь, лженаучная дезинформация (и в форме философии, и в форме политэкономии, и в форме так называемого “научного социализма” и т.п.).

Если это так, то необходимо выяснить: какой должна быть настоящая наука об обществе? (Может быть, предварительно, требуется доказать, что наука об обществе, в принципе, возможна, - если кто-то нуждается в таком доказательстве.) А если настоящая наука об обществе возможна, то должны быть определены новые критерии (или распространены на общество естественнонаучные критерии), которым должна соответствовать любая научная работа, в том числе и об обществе.

Соответственно, структуры РАН, сориентированные на общественную тематику, должны быть приведены в соответствие с обновленными критериями научности - они должны быть научными не по традиции, а по содержанию, по трудам. (Найдутся ли в РАН такие труды об общественных явлениях, которые непреходящи?)

Следующей стороной той же самой проблемы является совсем неестественное (и пагубное для общества) отношение естествоиспытателей к общественным дисциплинам. Если у нас есть настоящие научные работы об обществе, то они должны быть признаны такими же по статусу, как и физические, химические, и т.п. А если у нас нет настоящих наук об обществе, то нельзя упоминать соответствующие структуры РАН, как научные. Естествоиспытатели, работающие в РАН не имеют ни морального права, ни административного права на то, чтобы устраняться от этого вопроса (о статусе общественных наук, о научном или ненаучном статусе работ по общественной тематике). Любой академик РАН должен отличаться от простого ученого тем, что он, кроме исследований по своей специальности, должен систематически заниматься продвижением научных достижений и разоблачением лженаучных фальшивок.

Самоустранение естествоиспытателей РАН от участия в определении статуса наук об обществе негативно влияет на соотношение науки - лженауки и на положение настоящих ученых во всех социальных институтах России, особенно в образовании.

Нерешенность этой проблемы является огромным препятствием на пути дальнейшего развития России.

1 декабря 2007 г.

Валерий

(P.S. 01.12.07 г. данная статья была размещена на форуме сайта РАН www.ras.ru в разделе "Реформа науки")


__________




© ВАЛЕРИЙ, 2009

S2400r04



© ВАЛЕРИЙ, 2007

ГЛАВНАЯ НАЗАД ДАЛЕЕ АВТОР КОНТАКТ