| ||||
ГЛАВНАЯ | НАЗАД | ДАЛЕЕ | АВТОР | ИЗМЕНЕНИЯ |
S2335r41-4
Мы начинаем эту ‘’главу с ‘анализа ‘’результата, выведенного Ф. Энгельсом из своих ‘рассуждений на данную ‘’тему.
“Итак, что такое отрицание отрицания? Весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления; закон, который, как мы видели, проявляется в животном и растительном царствах, в геологии, математике, истории, философии...”
[1, 140-141]
Судя по этому ‘’тексту, Ф. Энгельс полагал, будто “отрицание отрицания” — это не только “закон развития истории” и “закон развития мышления”, но и, изначально, “закон развития природы”.
Так как в то ‘’время ‘’словом {природа} было принято упоминать любые материальные ‘объекты, являющиеся ‘предметом естественных ‘наук, то упомянутый “закон” обязательно должен обнаруживаться во всех ‘примерах, связанных с природными ‘объектами, которые Ф. Энгельс описал в своей ‘’книге. Причем этот “закон” должен обнаруживаться не только на ‘основе “диалектического метода”, но, прежде всего, на ‘основе ‘результатов непосредственных ‘наблюдений природных ‘объектов, а также и на ‘основе ‘результатов ‘экспериментов, проводимых над этими ‘объектами.
И наоборот, если “отрицание отрицания” не обнаруживается на ‘основе ‘результатов непосредственных ‘наблюдений природных ‘объектов и ‘экспериментов, проводимых над этими ‘объектами, то такой “закон” не может быть признан как “закон развития природы”, а может быть признан только как ‘продукт “развития мышления”, т.е. как ‘вымысел.
Поэтому ниже излагаемый критический ‘’анализ является обыкновенной ‘проверкой тех ‘положений Ф. Энгельса, в которых он рассуждал о природных ‘объектах и процессах, на ‘соответствие самим этим ‘объектам и ‘процессам.
Что же касается тех ‘’примеров, где Ф. Энгельс описал действие “закона” “отрицание отрицания” в ‘сферах “истории” и “мышления”, то эти ‘’части его ‘’доктрины можно будет компетентно анализировать только в том ‘’случае, если этот “закон” действительно существует в ‘природе.
4.1. ‘’О растениях
‘’Десятое положение:
“Возьмем, например, ячменное зерно. Биллионы таких зерен размалываются, развариваются, идут на приготовление пива, а затем потребляются. Но если такое ячменное зерно найдет нормальные для себя условия, если оно попадет на благоприятную почву, то, под влиянием теплоты и влажности, с ним произойдет своеобразное изменение: оно прорастет; зерно, как таковое, перестает существовать, подвергается отрицанию; на его место появляется выросшее из него растение — отрицание зерна. Каков же нормальный жизненный путь этого растения? Оно растет, цветет, оплодотворяется и, наконец, производит вновь ячменные зерна, а как только последние созреют, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен. Виды хлебных злаков изменяются крайне медленно, так что современный ячмень остается приблизительно таким же, каким он был сто лет тому назад. Но возьмем какое-нибудь пластическое декоративное растение, например далию или орхидею; если мы применяя искусство садовода, будем соответствующим образом воздействовать на семя и развивающееся из него растение, то в результате этого отрицания отрицания мы получим не только больше семян, но и качественно улучшенное семя, дающее более красивые цветы, и каждое повторение этого процесса, каждое новое отрицание отрицания усиливает эти качественные улучшения.”
[1, 135-136]
Чтобы исследовать описанное ‘’здесь “отрицание отрицания” на естественнонаучной ‘’основе, необходимо уточнить, какие ‘объекты Ф. Энгельс упомянул ‘’словом {“отрицание”}, если подразумевать ‘отрицаемое, и какие ‘объекты он упомянул этим же ‘’словом {“отрицание”}, подразумевая ‘отрицающее.
Первое “отрицание”, о котором упоминается в процитированном ‘’тексте, состоит в том, что “зерно, как таковое, перестает существовать, подвергается отрицанию; на его место появляется выросшее из него растение — отрицание зерна”. Чтобы предотвратить ‘путаницу в ‘значениях ‘слов, можно, не затрагивая сами ‘объекты и ‘процессы, выделить это “отрицание” как {“отрицание” №1}, или как {первичное “отрицание”}.
Судя по ‘’тексту, первичное “отрицание” можно понимать по-разному — возможны следующие ‘’варианты (мы пометим их разными ‘’буквами и выделим разными ‘’цветами):
‘’Здесь необходимо обратить внимание на то, что каждый из перечисленных ‘’вариантов “отрицания” (имея в виду первичное “отрицание”) «исключает» ‘существование всех других ‘’вариантов. Т.е., если уж ‘’словом {“отрицание”} (имея в виду первичное “отрицание”) упомянут какой-нибудь один ‘объект, описанный в одном из вышеприведенных ‘’вариантов (‘’а) - ‘’г)), то, во избежание путаницы в мыслях, ‘текстах и ‘действиях, другие ‘объекты, описанные в других перечисленных ‘’вариантах, не должны упоминаться этим же ‘’словом.
Какой же из ‘объектов имел в виду Ф. Энгельс, рассуждая об “отрицании” (о первичном “отрицании”)? Или, какой из вышеприведенных ‘’вариантов первичного “отрицания” он фактически применил в своих ‘’рассуждениях?. Очевидно, из отдельно рассмотренного ‘’фрагмента ‘’текста (где Ф. Энгельс написал о первичном “отрицании”) не представляется возможным однозначно ответить на эти ‘’вопросы. В таком ‘’случае, мы продолжим ‘анализ и рассмотрим принципиально другое “отрицание”.
‘’Сведения о другом “отрицании” содержатся в следующем ‘’тексте ‘’Десятого положения: “как только последние (имеются в виду зерна) созреют, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию”. Этот ‘’тип “отрицания” можно назвать как {“отрицание” № 2}, или как {вторичное “отрицание”}.
Вторичное “отрицание” тоже можно понимать по-разному — возможны следующие ‘’варианты (‘’каждый из ‘’вариантов мы пометим порядковой ‘’цифрой и выделим ‘’парой прописных ‘букв):
И в этом ‘’случае, если словом “отрицание” (имея в виду вторичное “отрицание”)упомянут какой-нибудь один ‘объект, описанный в одном из вышеприведенных ‘’вариантов (‘’1) - ‘’4)), то, во избежание путаницы в мыслях и в ‘действиях, другие ‘объекты, описанные в других перечисленных ‘’вариантах , не должны упоминаться этим же ‘’словом.
Но, и в этом ‘’случае не представляется возможным выяснить: какой же из ‘объектов имел в виду Ф. Энгельс, рассуждая об “отрицании” (о вторичном “отрицании”)?
Остается предположить, что ответить на возникшие ‘’вопросы можно будет при ‘’анализе следующего ‘’описания, в котором Ф. Энгельс написал об “отрицании отрицания”. Проверим это.
О том, что такое “отрицание отрицания”, можно узнать лишь косвенно из следующего ‘’текста: “Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен.” Очевидно, что, применяя ‘’словосочетание “отрицание отрицания”, Ф. Энгельс имел в виду вторичное “отрицание” первичного “отрицания”, т.е. “отрицание” № 2 “отрицания” № 1. Но, к сожалению, и из данного ‘’текста невозможно понять, какие именно ‘объекты (из выше перечисленных нами) имел в виду Ф. Энгельс, применяя подряд ‘’слова “отрицание” “отрицания”.
Для прояснения ‘’ситуации остается один ‘’путь — проанализировать все возможные ‘’варианты “отрицания отрицания”, т.е. возможные ‘’сочетания ‘’вариантов первичного “отрицания”, помеченных ‘’буквами ‘’а) - ‘’г), с ‘’вариантами вторичного “отрицания”, помеченных ‘цифрами ‘’1) - ‘’4).
Так, если “отрицание отрицания” понимать как ‘’сочетание ‘’варианта ‘’1) вторичного “отрицания” с ‘’вариантом ‘’а) первичного “отрицания”, то получается следующий ‘’результат:
‘’1)-‘’а) “ОТрицание отрицания” — ‘процесс ‘отмирания ‘стебля ‘процесса ‘прекращения ‘существования ‘зерна — получилась ‘’галиматья/!
Далее мы анализируем остальные ‘’варианты аналогично.
‘’1)-‘’б) “ОТрицание отрицания” — ‘процесс ‘отмирания ‘стебля ‘процесса ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’1)-‘’в) “ОТрицание отрицания” — ‘процесс ‘отмирания ‘стебля одновременно совершающихся ‘процессов ‘прекращения ‘существования ‘зерна и ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’1)-‘’г) “ОТрицание отрицания” — ‘процесс ‘отмирания ‘стебля (?) ‘растения, вырастающего из ‘зерна.
Проанализируем следующую ‘’группу ‘’словосочетаний:
‘’2)-‘’а) “отРИцание отрицания” — ‘процесс ‘созревания ‘зерен ‘процесса ‘прекращения ‘существования ‘зерна
— ‘’галиматья/!
‘’2)-‘’б) “отРИцание отрицания” — ‘процесс ‘созревания ‘зерен ‘процесса ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’2)-‘’в) “отРИцание отрицания” — ‘процесс ‘созревания ‘зерен одновременно совершающихся ‘процессов ‘прекращения ‘существования ‘зерна и ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’2)-‘’г) “отРИцание отрицания” — ‘процесс ‘созревания ‘зерен (?) ‘растения, вырастающего из ‘зерна,
Проанализируем еще одну ‘’группу ‘’словосочетаний:
‘’3)-‘’а) “отриЦАние отрицания” — одновременно совершающиеся ‘процессы ‘отмирания ‘стебля и ‘созревания ‘зерен ‘процесса ‘прекращения ‘существования ‘зерна”
— ‘’галиматья/!
‘’3)-‘’б) “отриЦАние отрицания” — одновременно совершающиеся ‘процессы ‘отмирания ‘стебля и ‘созревания ‘зерен ‘процесса ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’3)-‘’в) “отриЦАние отрицания” — одновременно совершающиеся ‘процессы ‘отмирания ‘стебля и ‘созревания ‘зерен (?) одновременно совершающихся ‘процессов ‘прекращения ‘существования ‘зерна и ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’3)-‘’г) “отриЦАние отрицания” — одновременно совершающиеся ‘процессы ‘отмирания ‘стебля и ‘созревания ‘зерен (?) ‘растения, вырастающего из ‘зерна,
Проанализируем последнюю ‘’группу ‘’словосочетаний:
‘’4)-‘’а) “отрицаНИе отрицания” — ‘зерна, созревшие на ‘стебле, (?) ‘процесса ‘прекращения ‘существования ‘зерна
— ‘’галиматья/!
‘’4)-‘’б) “отрицаНИе отрицания” — ‘зерна, созревшие на ‘стебле, (?) ‘процесса ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’4)-‘’в) “отрицаНИе отрицания” — ‘зерна, созревшие на ‘стебле, (?) одновременно совершающихся ‘процессов ‘прекращения ‘существования ‘зерна и ‘появления ‘растения
— ‘’галиматья/!
‘’4)-‘’г) “отрицаНИе отрицания” — ‘зерна, созревшие на ‘стебле, (?) ‘растения, вырастающего из ‘зерна.
Итак, рассматривая ‘’пример с ‘ячменем, ни в одном из возможных ‘’вариантов, ‘’словосочетание “отрицание отрицания” не соответствует ‘объектам или ‘процессам ‘природы; любое значение ‘’словосочетания “отрицание отрицания” — это ‘’галиматья.
Соответственно, ‘’утверждение Ф. Энгельса о том, что будто “в результате этого отрицания отрицания мы получим не только больше семян, но и качественно улучшенное семя, дающее более красивые цветы,” — это, в лучшем ‘случае, отвлеченное ‘упражнение в ‘словесности. Ведь кажущиеся, умозрительные взаимосвязи не могут производить никаких природных ‘изменений и не могут создавать никаких ‘результатов в ‘природе.
В ‘природе, как известно, качественное ‘улучшение ‘семян осуществляется, отнюдь, не в ‘результате бессмысленного ‘’«заклинания» “отрицание отрицания”, а, либо в ‘результате естественного ‘отбора, либо в ‘результате кропотливой селекционной ‘работы ‘человека.
Можно уверенно сделать следующий ‘’вывод: Ф. Энгельс рассуждал о ячменном ‘зерне вовсе не для того, чтобы описать новый или мало известный природный ‘закон. Этот ‘’пример он привел только для того, чтобы, запутав ‘читателя в многочисленных предполагаемых ‘значениях ‘’слова “отрицание”, вынудить его поверить в то, будто придуманный “закон отрицания отрицания” существует “в природе, истории и мышлении”. Этот “закон” никто никогда не обнаруживал. В данном ‘’случае приведенные Ф. Энгельсом ‘’сведения о “законе отрицания отрицания” - это лженаучная ‘’дезинформация.
4.2. ‘’О насекомых
‘’Одиннадцатое положение:
“— Подобно тому, как мы это видим в отношении ячменного зерна, процесс этот совершается у большинства насекомых, например у бабочек. Они развиваются из яичка путем отрицания его, проходят через различные фазы превращения до половой зрелости, спариваются и вновь отрицаются, т.е. умирают, как только завершился процесс воспроизведения и самка отложила множество яиц. Что у других растений и животных процесс завершается не в такой простой форме, что они не однажды, а много раз производят семена, яйца или детенышей, прежде чем умрут, — все это нас здесь не касается; здесь нам нужно пока только показать, что отрицание отрицания действительно происходит в обоих царствах органического мира.”
[1, 136]
‘’Здесь можно идентифицировать первичное “отрицание” — это ‘процесс, совершающийся на ‘стадии ‘появления ‘личинок ‘бабочки из ‘яичек (см. ‘’текст: “они развиваются из яичка путем отрицания его”). Можно идентифицировать и вторичное “отрицание” — это ‘процесс ‘откладывания ‘яичек ‘бабочками, в ‘результате которого ‘бабочки “вновь отрицаются, т.е. умирают, как только завершился процесс воспроизведения”.
А теперь обратим внимание на то, что, и в одном, и в другом ‘’случаях, генетический ‘материал один и тот же. Но Ф. Энгельс упомянул совсем разные ‘объекты, сформированные из этого ‘материала, и совершенно разные ‘процессы, которые не имеют между сбой никакой ‘взаимосвязи: ни в ‘пространстве, ни во ‘времени/!
Действительно, ‘процесс, в котором ‘бабочка ‘откладывает ‘яички, никак не связан со свершившимся ранее другим ‘процессом, в ‘результате которого появилась сама эта ‘бабочка. Генетический ‘материал один и тот же, но ‘стадии ‘жизни этого ‘материала совсем разные.
Более того, в ‘жизни любых ‘организмов, да и в любом природном ‘процессе, последующее ‘событие (вторичное “отрицание”) никак не может повлиять на предыдущее ‘событие (первичное “отрицание”). Нельзя “отрицать” (изменить) то ‘событие, которое уже произошло.
Итак, ‘’утверждение о том, будто “отрицание отрицания действительно происходит в обоих царствах органического мира”, сделано на основе мысленных представлений, которые не соответствуют природным ‘объектам и ‘процессам. Это ‘’утверждение является лженаучной ‘’дезинформацией.
4.3. ‘’О земной коре
‘’Двенадцатое положение:
“Далее, вся геология представляет собой ряд отрицаний, подвергшихся в свою очередь отрицанию, ряд последовательных разрушений старых и отложений новых горных формаций. Сначала первичная, возникшая от охлаждения жидкой массы земная кора размельчается океаническими, метеорологическими и атмосферно-химическими воздействиями, и эти измельченные массы отлагаются слоями на дне моря. Местные поднятия морского дна над уровнем моря вновь подвергают определенные части этого первого отложения воздействиям дождя, меняющейся в зависимости от времени года температуры, атмосферного кислорода и атмосферной углекислоты; под теми же воздействиями находятся прорывающиеся через напластования из недр земли расплавленные и впоследствии охладившиеся каменные массы. Так в течение миллионов столетий образуются все новые и новые слои, — они по большей части вновь и вновь разрушаются и снова служат материалом для образования новых слоев. Но результат этого процесса весьма положителен: это — образование почвы, состоящей из разнообразнейших химических элементов и находящейся в состоянии механической измельченности, которое делает возможной в высшей степени массовую и разнообразнейшую растительность.”
[1, 136]
Основное ‘’утверждение данного ‘’положения изложено в первом ‘’предложении, а именно в ‘’словах о том, будто “вся геология представляет собой ряд отрицаний, подвергшихся в свою очередь отрицанию, ряд последовательных разрушений старых и отложений новых горных формаций”. Мы усматриваем основное ‘’утверждение именно в этом ‘’предложении только потому, что в дальнейшем ‘’тексте данного ‘’положения вообще не упомянуто ‘’слово “отрицание”.
Итак, чтобы не запутаться в том, о чем ‘’здесь написал Ф. Энгельс, мы выявим то, что можно идентифицировать как первичное “отрицание” и как вторичное “отрицание”. Если какое-нибудь одно “разрушение старых и отложение новых горных формаций” назвать первичным “отрицанием”, то следующее за ним “разрушение старых и отложение новых горных формаций” можно назвать вторичным “отрицанием”. Ряд таких “отрицаний, подвергшихся в свою очередь отрицанию”, т.е. ряд вторичных “отрицаний” первичных “отрицаний”, последовательно происходящих во ‘времени одно за другим, а в ‘пространстве, надо полагать, — одно на ‘месте другого, понимается Ф. Энгельсом как “вся геология”.
Упомянутая Ф. Энгельсом “вся геология” кажется нескончаемым чудом, которое, однако, никак не “проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле”. Ведь только чудом можно объяснить то, как вторичное “отрицание” первичного “отрицания” снова и снова превращается в первичное “отрицание” для последующего вторичного “отрицания”.
Впрочем, принимая во внимание ‘’результаты критического ‘’анализа предыдущих ‘’положений, мы уверены в том, что сможем найти ‘объяснение и этим “отрицаниям”, и этому чуду - “всей геологии”.
Что касается тех ‘процессов, которые представлены Ф. Энгельсом под названием “отрицание”.
С одной ‘’стороны, при ‘разрушении “старых” “горных формаций”, (происходящих, например, под воздействием ‘ветра, снежных ‘обвалов, селевых ‘лавин и водных ‘потоков), разрушенные горные ‘породы уносятся с ‘гор в ‘долины и далее рассеиваются на ‘равнинах и на морском ‘дне. Следовательно, эти унесенные с ‘гор ‘породы никак не могут «участвовать» в ‘образовании “новых горных формаций”. Ведь горные ‘породы, которые уже разрушены и рассеяны, никак не могут вновь подвергнуться такому же ‘разрушению.
То есть, если ‘процесс ‘разрушения горных ‘пород назвать “отрицанием”, то “отрицание отрицания” (т.е. повторное ‘разрушение того, во что превратились разрушенные горные ‘породы) невозможно: такого «процесса» никогда не было, нет и не может быть в ‘природе.
С другой ‘’стороны, новые горные ‘массивы формируются либо в ‘результате вулканической ‘деятельности, ‘путем ‘выброса расплавленных ‘пород из-под земной ‘коры с последующим их затвердеванием в монолитную ‘массу, либо как ‘результат ‘столкновения громадных ‘участков ‘земной ‘коры, путем ‘выпирания глубинных монолитных ее ‘слоев на ‘поверхность. И в том, и в другом ‘случаях новые горные ‘формации образуются не ‘путем ‘отложений, а исключительно ‘путем ‘выхода на ‘поверхность глубинных ‘слоев земной ‘коры. Исключением могут быть низкие горные ‘цепи и ‘холмы, которые могли быть образованы ‘путем ‘перемещения по ‘поверхности ‘суши громадных ‘ледников. Эти ‘ледники могли соскребать поверхностный ‘слой земной ‘коры и нагромождать ее в виде ‘цепочек “горных формаций” и отдельных ‘холмов.
Применительно к этим ‘процессам, уж если “отрицанием” условно назван ‘процесс ‘превращения равнинной ‘поверхности в горные ‘массивы, то, в таком ‘’случае, ‘’словосочетание “отрицание отрицания” не может иметь ‘прототипа в ‘природе, так как однажды сформированные ‘горы нельзя таким же ‘образом “отрицать” повторно: ‘равнины, уже превращенные в ‘горы, не могут еще раз превратиться в ‘горы.
Итак, ни ‘процессы ‘разрушения горных ‘формаций, ни ‘процессы ‘формирования новых горных ‘массивов, не могут служить ‘объектами, которым бы соответствовало ‘’словосочетание “отрицание отрицания” — таких «процессов» в ‘природе не существует.
Что же касается “всей геологии”, то мы обратим внимание на то, что ‘предмет ‘’геологии никак не может быть ограничен только ‘пределами “горных формаций”, так как на ‘поверхности ‘’Земли, существуют и другие “формации”, например, такие, как ‘равнины, ‘пустыни, ‘болота, ‘реки, ‘озера, ‘моря, ‘океаны, со скрытыми под ними ‘недрами, образующие земную ‘кору, которая и является ‘предметом ‘’науки ‘’геологии.
Теперь должно быть понятно, что ‘’утверждение Ф. Энгельса о том, будто “вся геология” представляет собой “ряд отрицаний, подвергшихся в свою очередь отрицанию”, имея в виду ‘преобразования “горных формаций”, не имеет ‘оснований в ‘природе — это ‘’утверждение основано на ошибочных представлениях Ф. Энгельса, которые не соответствуют мирозданным ‘объектам и ‘процессам.
Кроме того, анализируя ‘’Двенадцатое положение, мы обратим внимание на странную ‘последовательность (точнее говоря, на ‘непоследовательность) ‘изложения Ф. Энгельсом своих ‘утверждений.
В первом ‘’предложении он представил “всю геологию” как “ряд отрицаний, подвергшихся в свою очередь отрицанию”, применяя это ‘’утверждение по отношению “горным формациям”. Но ‘далее, ‘где, казалось бы, должно быть ‘пояснение уже ‘’изложенного, он вовсе не упоминает ни об “отрицаниях”, ни о “горных формациях”. Формально, ‘предметом его внимания является уже совсем другой ‘объект — “земная кора”. Фактически же, Ф. Энгельс описал далее ‘процесс местных ‘наслоений в отдельных ‘частях земной ‘коры и ‘процесс постепенного ‘выдувания этих ‘наслоений ‘ветрами и ‘размывания их ‘водой.
И совершенно непонятно: какое отношение имеют эти ‘процессы ‘наслоения и ‘выдувания к “ряду отрицаний, подвергшихся в свою очередь отрицанию” (ведь ‘слой остается под ‘слоем, или ‘слой выветривается за ‘слоем)? Непонятно и то, какое отношение имеют эти ‘процессы ‘наслоения и ‘выдувания к “горным формациям”, да и ко “всей геологии”? И уж тем более непонятно: какое отношение имеют упомянутые ‘процессы к “образованию почвы”, которую Ф. Энгельс представил как “результат этого процесса”?
Обратим внимание на то, что ‘’утверждения Ф. Энгельса о ‘формировании ‘почвы могут служить типичным ‘примером его «компетентности» в том, о чем он писал. Ведь если, как считал Ф. Энгельс, каждый ‘слой нанесенной ‘породы скрывается под следующим ‘слоем нанесенной ‘породы, или ‘слой выветривается за ‘слоем, то ‘результатом таких ‘процессов никак не может быть “образование почвы”. Имея в виду, что ‘’словом {почва} в ‘’геологии принято упоминать тончайший (по геологическим меркам) плодородный ‘слой, который веками накапливается на ‘поверхности ‘земной ‘коры.
Ф. Энгельс оказался некомпетентным и в этом ‘вопросе, который был хорошо известен его ‘современникам. С древних ‘времен люди знали, что ‘улучшение ‘плодородия ‘почвы может быть достигнуто ‘путем ‘засеивания истощенных ‘земель неприхотливыми интенсивно растущими паровыми ‘культурами, которые в ‘процессе своего ‘роста выносят из более глубоких ‘слоев на ‘поверхность необходимые для ‘растений ‘вещества, обогащая таким образом плодородный ‘слой ‘почвы. Из этого следует, что, в ‘процессе ‘формирования ‘земной ‘коры, не ‘почва “делает возможной в высшей степени массовую и разнообразную растительность”, а наоборот, только в ‘результате ‘жизнедеятельности разнообразных живых ‘организмов, в том числе и ‘растений, образуется и постоянно возобновляется плодородный ‘слой ‘почвы.
Подведем |