| ||||
ГЛАВНАЯ | НАЗАД | ДАЛЕЕ | АВТОР | ИЗМЕНЕНИЯ |
S2400r07
В настоящее время словом {наука} упоминают не только естественные науки, но и многие другие учения и доктрины, такие как “эзотерика”, “лингвистика”, “культурология”, “политология” и т.п. Для таких «наук» явно не подходит предложенное нами определение (см. в предыдущей статье или, точнее, в нашем Словаре). Более того, предложенное нами определение науки не подходит и для философии.
Выясним: является ли наукой философия?
Начиная с древних времен и вплоть до создания Г. Галилеем основ естественных наук, наукой считали все те знания, которые годятся для обучения.
Например, по Аристотелю (Метафизика. Книга первая А.): и опыт — “ряд воспоминаний об одном и том же предемете” (981b 5-10) — это наука; и “искусство — знание общего” (981b 15-20) — это наука; и “так называемая мудрость”, которая “по всеобщему мнению имеет своим предметом первые начала и причины” (9891b 25-30) “есть наука…” (982a 1-5).
Но из всех наук Аристотель особо выделял науку, “которая носит название мудрости”, т.е. философию. Еще раз напомним, что по Аристотелю, философ “производит рассмотрение всеобщим образом” (1005a 35-40); он может указать “начала для всего вообще” (1005b 10-15). Так как “знание обо всем должно быть у того, кто в наибольшей мере владеет знанием в общей форме: (то) такому человеку некоторым образом известна ваяя совокупность вещей” (982a 20-25). Постигая философию, философ “всеобщим образом” постигал все, в том числе и знания, которые имелись в менее общих науках.
Согласно древним представлениям, само собой разумелось, если человек не знает “начала для всего вообще”, то он и не имеет “знание обо всем” — его знание является заведомо неполным, ущербным. Только философские науки (т.е. такие, которые были неотъемлемыми частями всеобщего учения) могли быть признаны полноценными.
Такие представления о науке (о науках) сохранились вплоть до наших дней. Это представление о науке обычно дополняют еще и представлением о естественных науках, не задумываясь над тем, что это принципиально несовместимые объекты.
Дело в том, что с появлением естественных наук, фактическая ситуация принципиально изменилась, и это при том, что почти все люди сохранили представления о науке (о науках) в прежнем виде — как о знаниях, объединенных в рамках всеобъемлющей философии.
Новизна ситуации заключалась в том, что естествоиспытатели научились создавать такие письменные сведения, которые соответствовали исключительно описываемым в них природным объектам. Эти сведения были не описанием чьих-либо знаний (в частности, не описанием философских наук), а описанием исключительно природных объектов.
Все новые и новые письменные сведения о природных объектах, которые создавали естествоиспытатели, одно за другим опровергали знания, сформированные в рамках всеобъемлющих философий, особенно в той части, которая служила основанием для объединения их во всеобъемлющем учении. Вместе с этим опровергалась основа философии — каждое естественнонаучное открытие, в силу того, что его создавали независимо от всеобъемлющих учений, являлось дополнительным свидетельством в пользу того, что известные философии уже не являлись всеобъемлющими.
Вновь созданные письменные сведения о природных объектах стали все шире и шире применяться для обучения населения. Более того, стал очевидным тот факт, что именно естественнонаучные сведения надо применять для руководства в практической деятельности, а не похожие знания, имеющиеся в рамках философий.
На основании результатов совместной практической деятельности, созданные естествоиспытателями письменные сведения стали все шире применяться для обучения, т.е. в качестве наук (но не философских, а принципиально других — естественных). Вместе с этим, соответствующие разделы философских учений исключались из процесса обучения, т.е. их уже не признавали и не применяли в качестве наук.
К сожалению, на протяжении последних четырех веков, не был выявлен и зафиксирован тот факт, что, начиная с момента создания основ естественных наук, тем самым обнаружилась принципиальная невозможность существования философии как таковой, т.е. как всеобъемлющего учения.
Действительно, философию признавали таковой (эталоном древней науки), только потому, что она считалась всеобъемлющей. Но естественнонаучные сведения принципиально не могут быть в составе всеобъемлющего учения, так как создаются заново и независимо ни от каких учений. Следовательно, сразу же после создания основ естественных наук, философия (созданная ранее как всеобъемлющее учение) уже престала быть таковой, принципиально.
Итак, философия существовала как таковая (как всеобъемлющее учение, состоящее из логически объединенных знаний обо всем) только до момента создания естественных наук. Начиная с этого момента, она стала ни чем иным, как достоянием истории.
В настоящее время нет никаких оснований для того, чтобы те учения, которые до сих пор создают и преподносят под названием «философия» (в их сегодняшнем виде), можно было бы признать наукой. Они лженаучны по изначальной сути и, поэтому, они (в их сегодняшнем виде) категорически не годятся для обучения.
16 декабря 2007 г.
Валерий
(P.S. 16.12.07 г. данная статья была размещена на форуме сайта РАН www.ras.ru в разделе "Реформа науки")
Примечание от 22.09.09 г. По данной теме см. дополнительно:
__________
| ||||
S2400r07 | ||||
ГЛАВНАЯ | НАЗАД | ДАЛЕЕ | АВТОР | КОНТАКТ |